Вороны обладают интеллектом равным шимпанзе

Новокаледонские вороны, галки и ряд других врановых птиц не уступают в уровне интеллекта и в степени самоконтроля шимпанзе, нашим ближайшим родичам, несмотря на 25 кратную разницу в объеме мозга, уверены нейрофизиологи из Оксфордского университета (Великобритания). Результаты их исследования опубликованы в журнале Royal Society Open Science.

«Размер, как говорится, не всегда имеет значение. Мы обнаружили, что врановые птицы так же хорошо справлялись с нашими тестами на выдержку и сообразительность, как и высшие приматы, несмотря на несопоставимые объемы мозга. Это говорит о том, что есть и другие факторы, кроме размеров мозга, которые влияют на интеллект, к примеру, плотность нейронов», – заявил один из соавторов исследования Кан Кабадайи (Can Kabadayi).

Исследователи пришли к такому выводу в ходе необычного, но довольно простого эксперимента, который одновременно проверял умение животных рационально мыслить и сдерживать свои инстинкты, подавляя рефлексы, когда они мешают достижению цели.

Такие опыты, как рассказывают нейрофизиологи, уже проводились на приматах, однако птицы в них до этого момента, за небольшими исключениями, почти не участвовали. Авторы статьи решили восполнить этот пробел, повторив так называемый «эксперимент с цилиндром» на ряде врановых птиц, которые сегодня считаются «эйнштейнами» пернатого мира.

Он заключается в следующем: в клетку с животным или птицей ставится цилиндр с кусочком пищи внутри. Бока цилиндра имеют отверстия, через которые можно вытащить еду и съесть. На первых этапах эксперимента стенки цилиндра непрозрачны, и животное не может видеть, что внутри лежит еда, если оно не смотрело на бока сосуда.

Затем, когда птицы и приматы привыкают быстро находить и извлекать пищу из цилиндров, матовый материал стенок заменяется на прозрачное стекло. Подобный трюк был тестом на терпение и рациональное мышление – если животное помнило, что стенки сосуда не были проницаемыми, то оно сразу подходило к торцам цилиндра, а не пыталось достать пищу сквозь стекло.

Как показал эксперимент, новокаледонские вороны, их обычные черные «кузены» и сойки справлялись с задачей с почти 100% успехом. Подобный уровень самоконтроля и сообразительности, по словам учёных, раньше считался отличительной чертой шимпанзе, горилл и прочих высших приматов. Таким образом, можно говорить, что вороны не уступают шимпанзе в умении мыслить, несмотря на гигантскую разницу в объеме мозга.