Российский нейтронный детектор оказался долгожителем на Марсе

Российский нейтронный детектор ДАН, установленный на борту марсохода «Кьюриосити», произвел на Марсе более пяти миллионов нейтронных импульсов. Благодаря им, учёные получили данные о составе марсианского вещества в 350 различных районах на его поверхности. Прибор уже превысил срок своей службы на 2,5 года, и продолжает исследование грунта в кратере Гейла.

Как сообщили «МК» в Институте космических исследований РАН, импульсный нейтронный генератор в составе прибора может «просвечивать» марсианское вещество непосредственно под марсоходом на глубину до 60 сантиметров импульсами нейтронов с энергиями 14 МэВ (мегаэлектронвольт). По ответному энергетическому спектру нейтронов, вышедших из-под поверхности Марса, ученые судят о составе вещества, а именно, оценивают массовую долю воды в нем, а также содержание хлора и железа.

Прибор был впервые включен 9 августа 2012 года. Согласно ресурсу ДАНа, он должен был отработать на Марсе всего один земной год. Однако его разработчики из Института космических исследований РАН и Всероссийского института автоматики им. Н.Л. Духова были приятно удивлены, когда стало ясно, что прибор многократно превосходит исходные требования по ресурсу работы. В знаменательный день 27 марта 2016 года прибор излучил 5 миллионный нейтронный импульс на Марсе и продолжает работу.

В настоящее время марсоход «Кьюриосити» двигается по подножию горы Шарпа в кратере Гейла. На каждой остановке марсохода ДАН проводит сеанс активных измерений продолжительностью 20 минут, в котором излучается 12 тысяч импульсов.

Совсем недавно завершилось изучение активных песчаных дюн, в которой аппаратура ДАНа применялась для измерения содержания воды между дюнами, на границах дюн и на самих дюнах. Данные измерений показали, что марсианские дюны представляют собой одно из самых сухих мест на Марсе со средним содержанием воды менее 0,8% по массовой доле.