Эксперты: без знаний о вращении Луны трудно создать лунную базу

Как вращается луна? Ответ на этот вопрос знает сотрудник НИЛ исследований ближнего космоса Наталья Петрова, недавно выигравшая грант РФФИ.

«Наш проект посвящен исследованию вращения Луны, или так называемой физической либрации, ? рассказала Наталья Петрова. – Известно, что Луна всегда смотрит на Землю одной стороной. К такому устойчивому вращению Луна пришла в ходе приливной эволюции. Однако за счет разного типа внешних возмущений на несферическое тело Луны «носик» Луны колеблется – либрирует ?  относительно своего равновесного положения. Важно знать особенности таких либраций».

Знание нюансов вращения Луны позволяет исследовать особенности внутреннего строения Луны. Луна – самый близкий к нам объект Солнечной системы, и на данном этапе его можно исследовать всеми доступными способами. В частности, в ближайшем будущем планируется разместить там оптический телескоп, геофизическое оборудование и роботизированные или обитаемые лунные базы. Для этих задач важно иметь точную систему координат на Луне, чему и должно способствовать исследование вращения данного небесного тела.

«Планы по созданию долговременных спутников на окололунной орбите, предназначенных для обслуживания межпланетных космических комплексов, имеются и в Роскосмосе, - подчеркнула Наталья Петрова. –  Ведь сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле, а значит, для таких кораблей необходимо будет гораздо меньше топлива. Еще одна задача – добыча на Луне гелия-3 путем переработки лунного реголита. На Луне его количество оценивается в тысячи тонн. Гелий-3 можно будет применять в термоядерных реакторах, не создающих долгоживущих радиоактивных отходов. Для того, чтобы обеспечивать энергией всё население Земли в течение года, необходимо приблизительно 30 тонн гелия-3. Стоимость его доставки на Землю будет в десятки раз меньше, чем у вырабатываемой сейчас электроэнергии на атомных электростанциях. На Земле гелий-3 тоже есть, но его мало, и он расположен он глубоко в земных недрах».

В состав научной группы, реализующей проект по исследованию вращения Луны, научным руководителем которого является Наталья Петрова, входят, в основном, молодые ученые Института физики, студенты кафедры астрономии и космической геодезии. В рамках данных исследований казанские ученые сотрудничают с Институтом прикладной астрономии РАН, а также исследователями из национальной астрономической обсерватории Японии (г. Мизусава). Дело в том, что японцы планируют установить на Луне оптический телескоп, и ученые из Казанского университета проводят для них теоретические исследования, основанные на теории физической либрации Луны.

Если говорить о новизне данного проекта, то так сложилось, что в настоящий момент в России практически не осталось специалистов по изучению вращения Луны, а значит, в рамках нашей страны, это исследование по-настоящему уникально. Важно сохранить и развивать и опыт и знания в этой сложнейшей области небесной механики.

«Мы используем методы построения аналитической теории вращения Луны, - подчеркнула новизну Наталья Петрова. – Эти методы очень информативны в плане интерпретации будущих наблюдений. Важно отметить, что этот подход был разработан именно у нас на кафедре проф. Хабибуллиным Ш.Т., благодаря чему казанская лунная школа стала известна в мире».

На данном этапе казанские астрономы направили усилия и на разработку численного подхода в теории либрации, как более точного и перспективного в плане учета всех возможных эффектов, влияющих на вращение Луны.

«У нас порядка сорока статей по теме данного исследования, из них 10 опубликованы в журналах, входящих в базы данных Scopus и Web ofScience – поделилась результатами Наталья Петрова. –  В частности,есть работы в журналах “Advances in Space Research”, “Planetary andSpace sciences, «Астрономический вестник»”. Кроме того, мы ежегодно участвуем в Европейском конгрессе по планетарным наукам, представляя там итоги нашей работы».