Найден микроб, защищающий зубы от кариеса

Биологи из из университета Флориды (США) открыли в микрофлоре рта человека необычные микробы-дворники, защищающего зубы от разрушительного действия кислот и подавляющего рост кариозных бактерий. В будущем их можно будет использовать для защиты зубов от кариеса, говорится в статье, опубликованной в журнале Applied and Environmental Microbiology.

"Эти бактерии, разлагающие аргинин и другие кислоты, могут стать "мишенью" для терапий, подобных пробиотикам для микрофлоры кишечника. Мы можем ввести пробиотик в организм здорового ребенка или взрослого человека, которые предрасположены к развитию кариеса. И защитить их от разрушения зубов, способствуя росту данных микроорганизмов", — заявил Роберт Берн (Robert Burne), один из авторов статьи.

Берн и его коллеги изучили образцы зубного камня с зубов нескольких человек, которые не страдали от кариеса, несмотря на пренебрежение гигиеной рта. Ученые выяснили, что в ротовой полости человека обитает необычный штамм стрептококков — бактерий-паразитов. Именно бактерии этого штамма играют роль "дворников" и "полицейских" нашего рта. Название необычному штамму ещё не придумано, ученые называют его А12.

Как объясняют биологи, кариес появляется на поверхности зубов благодаря жизнедеятельности другого типа стрептококка — Streptococcus mutans. Эти бактерии выделяют большое количество кислот в слюну и на поверхность зубов. Из-за повышенной кислотности "цемент", склеивающий зерна эмали друг с другом, постепенно разъедается, и на поверхности зубов появляются микротрещины. В них и поселяются новые колонии бактерий, разрушающих зуб, и образуется кариозная полость.

Как выяснилось, А12 мешает размножению Streptococcus mutans и выделению ими кислот. Бактерии-дворники выделяют большое количество перекиси водорода и ряд особых ферментов, которые блокируют производство белков в кариозных микробах.

Кроме того, A12 нормализует кислотно-щелочной баланс: он разлагает молекулы мочевины и аминокислоты аргинина, которые содержатся в слюне, на углекислоту и аммиак. В свою очередь, аммиак соединяется с молекулами кислот и нейтрализует их. Благодаря этому улучшается состояние ротовой полости и зубов.

Ученые полагают, что дальнейшее изучение А12 поможет нам понять, как можно стимулировать рост этих микробов и заставить их активнее подавлять Streptococcus mutans и другие кариозны бактерии.

День в истории: 30 сентября