Обнаружен древний членистоногий с небывало крепкими нервами

Окаменелые останки древнего существа, напоминающего креветку с бронированной головой, содержат самую древнюю и при этом хорошо сохранившуюся нервную систему,  сообщает The Guardian.

Chengjiangocaris_kunmingensis Фото: Jie Yang / Yunnan University

Останки принадлежат Chengjiangocaris kunmingensis — членистоногому, которое обитало 520 миллионов лет назад на территории южного Китая. В окаменелостях можно различить длинный нервный ствол, тянувшийся по всему телу, и скопления нервной ткани вокруг него, внешне напоминающие бусы на нитке.

Ученые обратили внимание на то, что нервные узлы (ганглии) по мере удаления от головы членистоногого постепенно уменьшались. Кроме того, исследователи связали ганглии с парами конечностей (те также уменьшались при удалении от головы). Остальные участки нервной системы (скопления нервов у нижней части тела) напоминали анатомию современных червей — но не членистоногих.

Chengjiangocaris kunmingensis жила в эпоху кембрия, и принадлежала к фусианьхуидам. Эти предки современных насекомых, паукообразных и ракообразных отличались бронированной головой и длинным, сегментированным туловищем, с многочисленными конечностями (по три-четыре пару на сегмент). По всей видимости, фусианьхуиды проводили свое время на морском дне, забрасывая добычу в рот крупными передними конечностями.

Окаменелые останки мозга фусианьхуид уже попадались палеонтологам, но нервную систему они увидели впервые. Беспрецедентной оказалась и степень сохранности фрагментов: под микроскопом ученые различили отдельные нервные волокна, толщиной всего пять тысячных миллиметра.

Секс благотворно влияет на женскую память