Ученые обнаружили предковую форму белка человека

Исследователи Казанского федерального университета обнаружили у  бактерий Bacillus pumilus фермент (MprBp), представляющий предковую форму современных белков человека и участвующий в процессе формирования зародыша, в образовании метастаз и раковых опухолей.

Вероятно, полученные исследователями знаниям в дальнейшем могут быть полезны для определения причин возникновения онкологических заболеваний, а также их терапии.

«Мы исследуем регуляцию выделения ферментов микроорганизмом, - рассказала научный сотрудник межкафедральной радиологической лаборатории Наталья Рудакова. - У одной из достаточно типичных бактерий (Bacillus pumilus) мы обнаружили очень интересный фермент (метцинкиновая металлоэндопептидаза - MprBp), и интересен он тем, что представляет собой некую предковую форму современных ферментов (белков), которые встречаются у человека, у высших млекопитающих. Причем  у высших млекопитающих эти белки играют очень важную роль: участвуют в процессе формирования зародыша,  в образовании метастаз и раковых опухолей».

Если ученые поймут, для чего этот фермент нужен простейшим микроорганизмам, то можно будет определить, каким образом данный белок эволюционировал до белков высших млекопитающих, человека. Кроме того, затем можно будет понять и механизм регуляции белка человека.

Ученые уже выделили у бактерии этот белок, рассмотрели его структуру и свойства, классифицировали. На данном этапе они стремятся понять, зачем он нужен этим простейшим микроорганизмам, определить его функции. И один из путей выяснения этих функций – узнать, как он регулируется, при каких условиях его выделение усиливается, а при каких затормаживается. Таким образом, задача реализуемого проекта состоит в том, чтобы выяснить, какие системы регуляции в клетке запускают процесс выброса этого белка, а какие, наоборот, не оказывают никакого влияния.

Сейчас у ученых есть штамм этой бактерии, то есть она генетически модифицирована так, что может выделять только интересный им белок, причем в больших количествах.

«Как известно, белки контролируются генами, и в дальнейшем мы планируем модифицировать ген, который контролирует интересующий нас белок», - рассказала о планах Наталья Рудакова.

На данном этапе учеными опубликовано 4 статьи в высокорейтинговых журналах (среди них статья в журнале «Biology and Medicine»), и работы эти посвящены исследованию непосредственно данного фермента. «В мире существуют аналогичные работы, но никто еще не доводил исследование до стадии белковых исследований, - рассказала об уникальности реализуемого проекта Наталья Рудакова. – На первой стадии, как правило, проверяется геном микроорганизмов, определяется, какие гены у него есть. Базы данных геномов содержат информацию о генах, схожих с геном исследуемого нами белка у бацилл. Но информации об исследовании самих этих белков (а не только о последовательности их генов) нет - полученные нами данные уникальны. Следующий этап – непосредственно выделение белка, его описание и классификация, и здесь мы оказались первыми».

Своего рода завершающим этапом должно стать исследование кристалла указанного белка. Дело в том, что биомолекулы, к каким относятся и молекулы белков, могут образовывать кристаллы, способные рассеивать рентгеновские лучи, и эти кристаллы используют для изучения пространственной структуры данного белка.

Стволовые клетки оказались эффективны в постинсультном восстановлении