Сибирские физики впервые попробуют лечить рак с помощью ускорителя частиц

Ученые Института ядерной физики (ИЯФ) СО РАН первыми в мире попробуют лечить рак с помощью ускорителя для бор-нейтронозахватной терапии (БНЗТ), сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу института.

Бор-нейтронозахватная терапия позволяет избирательно уничтожать клетки опухолей. Суть метода состоит в том, что в больных клетках, в отличие от здоровых, накапливается стабильный изотоп бор-10, а потом они облучаются нейтронами. В результате внутри клетки происходит ядерная реакция, и она погибает.

«Различные клеточные культуры, в том числе глиомы из Российской коллекции клеточных культур позвоночных Института цитологии РАН, помещаются в фантом из оргстекла - сосуд, имитирующий голову человека. Эту "голову" кладут под мишень ускорителя. Время одного эксперимента - примерно час. Мы планируем провести несколько таких сеансов", - рассказывает ведущий научный сотрудник лаборатории БНЗТ Сергей Таскаев.

Задача начавшегося на прошлой неделе эксперимента - подтвердить, что больные клетки, накопившие бор, действительно погибают от воздействия нейтронов. Также ученым необходимо уточнить, при каких именно дозах, за какое время и при каких параметрах пучка это происходит.

Эксперимент продлится до 4 марта. Для участия в нем в Новосибирск специально приехали ученые Университета Цукуба (Япония).

Исследования проводятся при поддержке Нейрохирургического центра Дорожной клинической больницы Новосибирска и Новосибирского медицинского госуниверситета.

После облучения клетки направят в Институт молекулярной и клеточной биологии СО РАН, где биологи оценят их клоногенность, то есть установят, сколько клеток выжило, а сколько погибло. На это уйдет две недели.

Всего в мире на данный момент существует четыре ускорителя, способных генерировать нейтроны нужных параметров, и только один из них уже готов к экспериментам с биологическими культурами. Это Тандем-БНЗТ - компактный ускорительный источник, разработанный и изготовленный в ИЯФ СО РАН. Исследованиями в этой области Институт занимается уже более 20 лет. В сентябре 2014 года на грант Российского научного фонда в ИЯФ была создана лаборатория БНЗТ.

Для экспериментов с бор-нейтронозахватной терапией ученые выбрали глиому головного мозга, потому что она не лечится никаким другим способом. Ученые подчеркивают, что для использования БНЗТ в онкологических центрах, необходимо пройти много важных этапов: эксперименты на животных, клинические испытания, создание в России необходимой инфраструктуры.

Стоимость одного ускорителя - примерно $5-7 миллионов. При этом одной установки достаточно для нужд такого мегаполиса, как Новосибирск.

В человеческой слюне найдена новая форма жизни