Создана новая порода свиней, устойчивая к африканской чуме

Молекулярные биологи из Шотландии объявили о создании трансгенных свиней, в чем геном встроена защита от африканской чумы – смертельно опасного для этих животных заболевания, чья эпидемия в России и в других странах Европы уничтожила уже сотни тысяч животных, сообщает Scientific Reports.

Африканская чума (АЧС) — высоко заразная вирусная болезнь, уничтожающая примерно около двух третей из зараженных ею животных. Опасности для человека не представляет.

Вирус АЧС, как рассказал Брюс Уайтло из университета Эдинбурга (Шотландия) и его коллеги, крайне сложно уничтожить после его проникновения в фермерское хозяйство, из-за чего большинство фермеров и органы надзора предпочитают не рисковать, и уничтожают все поголовье, что еще больше усугубляет урон для экономики.

Данный патоген разносится между хозяйствами не домашними, а дикими животными, многие из которых выработали некое подобие естественного иммунитета к АЧС, заражение которой крайне редко приводит к их немедленной и массовой гибели, как это происходит со свиньями на ферме.

Уайтло и его коллеги заинтересовались этим и сравнили структуру генов, связанных с врожденным иммунитетом к вирусам, у обычных свиней и их диких родичей – африканских кабанов-бородавочников.

Как показало сравнение, бородавочники защищены от чумы геном RELA, который всего на пять "букв"-нуклеотидов отличается от того, как устроена аналогичная часть ДНК у обычных свиней. Ориентируясь на этот факт, ученые заменили эти пять "букв" в геноме домашних свиней и успешно вырастили новую породу трансгенных животных, обладавших "кабаньей" версией RELA.

Данная операция была произведена при помощи так называемых "цинковых пальцев" – относительно устаревшей, но проверенной методики редактирования отдельных "букв" в ДНК. По словам исследователей, их свиньи являются первым примером живых существ, ген которых был полностью заменен на аналогичную часть генома другого вида животных таким образом.

Сейчас авторы статьи планируют начать эксперименты, с помощью которых они оценят, насколько подобная замена скажется на способности свиней сопротивляться вирусу АЧС. Если эти опыты пройдут удачно, то ученые предложат фермерам проверить их устойчивость на практике, в условиях крупных или небольших животноводческих ферм.

Болезнь Альцгеймера связана с микрофлорой кишечника