Ученые смоделировали ядерный взрыв астероида, угрожающего Земле

Сотрудники отдела небесной механики и астрометрии НИИ ПММ (Томский государственный университет) совместно с коллегами из СПбГУ, Исследовательского центра им. Келдыша и НИИ «Сириус» разрабатывают превентивные меры по защите Земли от потенциально опасных небесных тел. С помощью суперкомпьютера СКИФ Cyberia ученые смоделировали ядерный взрыв астероида диаметром 200 метров с таким условием, чтобы его облученные осколки не попали на Землю.

– Предложенный нами способ ликвидации космической угрозы разумно использовать при невозможности мягкого увода объекта с орбиты столкновения и для ликвидации объекта, постоянно возвращающегося к Земле, – рассказывает сотрудник отдела небесной механики и астрометрии НИИ ПММ Татьяна Галушина. – Ранее в качестве превентивной меры предлагалась ликвидация астероида на подлете к нашей планете, но это может привести к катастрофическим последствиям – падению на Землю множества высокорадиоактивных осколков.

Российские ученые предложили иное решение проблемы. Известно, что большинство опасных объектов несколько раз проходит вблизи Земли, прежде чем столкнуться с ней. Поэтому есть возможность взорвать астероид в тот момент, когда он удаляется от планеты. Эта мера будет намного эффективнее и безопаснее.

Для компьютерного моделирования в качестве потенциальной мишени было взято небесное тело диаметром 200 метров, похожее на астероид Апофис, который в 2029 году приблизится к Земле на 38 тысяч километров. Расчеты показали, что для разрушения объекта необходимо воздействие ядерного устройства с энерговыделением одна мегатонна в тротиловом эквиваленте. В таком случае часть астероида превратится в газ и капли жидкости, часть распадется на осколки размером не более 10 метров. Это является максимально допустимым с точки зрения безопасности для Земли.

– Поскольку ракета нагоняет астероид сзади, практически все фрагменты после разрушения полетят вперед, – говорит Татьяна Галушина. – При этом орбиты фрагментов будут существенно отличаться от орбиты астероида. В течение 10 лет после подрыва на Землю выпадет ничтожное число осколков, радиоактивность которых за это время существенно уменьшится. Через несколько лет они уже не будут представлять опасности. Стоит добавить, что ядерные взрывы в космосе запрещены международным договором, но в случае реальной угрозы человечеству из этого правила может быть сделано исключение.

Оборудование для марсианской миссии испытают под водой