Останки самых уродливых древних рептилий найдены в Китае

Палеонтологи обнаружили на территории Китая окаменелые останки нескольких неизвестных видов парейазавров – крупных и крайне причудливо выглядящих травоядных ящеров, населявших Землю до появления динозавров, говорится в статье, опубликованной в Linnean Society Zoological Journal.

Майк Бентон, специалист из Бристольского университета (Великобритания) подтвердил уникальность трех из шести заявленных видов, изучив окаменелости в музее Пекина, а также отложения пермского периода на берегах Хуанхэ в провинциях Шаньси и Шэнси, где эти образцы были обнаружены. По мнению ученого, все они представляют собой три разных вида этих ящеров, которые появились практически одновременно, за 1-2 миллиона лет.

До появления и расцвета динозавров в конце Триаса и в начале Юрского периода, на Земле царили различные группы причудливых звероящеров-терапсид, сочетавших в себе признаки рептилий и млекопитающих, а также более примитивные рептилии-анапсиды, часть из которых стала предками черепах.

Парейазавры, как рассказывает Бентон, были самыми крупными и самыми причудливыми и уродливыми растительноядными представителями этой группы животных. По своим размерам они напоминали коров или бегемотов, и вели схожий образ жизни, обитая в полуводной среде. Их головы и спина были "украшены" толстой костяной броней, множеством шишек и выступов, а их анатомия делала их крайне неповоротливыми и неуклюжими созданиями.

До настоящего времени останки парейазавров находили только на Урале, в Сибири и в Южной Африке. В последние два десятилетия об открытии их останков начали заявлять ученые из Китая, однако их открытия вызывали массу претензий со стороны других палеонтологов, так как окаменелости не были представлены для независимого изучения.

Все эти виды парейазавров, по словам ученого, приходились близкими родичами их российским и африканским кузенам, что свидетельствует о том, что парейазавры, несмотря на их неповоротливость и "сидячий" образ жизни, все же смогли за короткое время распространиться фактически по всей Пангее, объединявшей все современные материки.

Эти ящеры просуществовали на Земле относительно недолго – появившись в конце пермского периода, они вымерли вместе со звероящерами, охотившимися на них, во время Великого пермского вымирания, произошедшего, как сегодня считают ученые, из-за массированного извержения вулканов в современной Восточной Сибири примерно 252 миллиона лет назад.

Курчатовский институт станет владельцем российской доли в проекте лазера на свободных электронах (XFEL)