Телескоп "Хаббл" помог вычислить период вращения супер-юпитера

Астрофизикам с помощью космического телескопа "Хаббл" удалось установить период вращения планеты, расположенной далеко за пределами нашей Солнечной системы (экзопланеты). Измерить этот параметр впервые оказалось возможным на основе изучения только прямого изображения объекта, сообщает ТАСС, со ссылкой на заявление NASA.

Экзопланета, внесенная в каталоги под обозначением 2M1207b, обращается вокруг своей звезды ("коричневый карлик") на расстоянии 8 миллиардов километров и расположена в 170 световых годах от Земли (световой год - это расстояние, которое за год преодолевает свет, распространяющийся со скоростью 300 тысяч км/сек). 2M1207b примерно в четыре раза массивнее Юпитера, который обращается вокруг Солнца на расстоянии 804 миллионов километров.

Из-за размеров в несколько раз больше, чем у Юпитера, такие планеты часто называют супер-юпитерами. Изученный американскими специалистами супер-юпитер совершает полный оборот вокруг оси каждые 10 часов и по данному показателю почти не отличается от Юпитера.

"Результат наблюдений очень любопытен. Он дает нам уникальный метод изучения атмосферы экзопланет и измерения скорости их вращения", - отметил руководитель исследования Дэниел Апаи из Университета штата Аризона в Тусоне.

Высокое разрешение и контрастность снимков бортовых приборов "Хаббла" позволили ученым обратить внимание на то, что яркость 2M1207b по мере вращения меняется. Это обусловлено сложной структурой облаков супер-юпитера, которые, как установлено, неоднородны и бесцветны. Они насыщены мельчайшими частицами испарения твердой породы планеты, которые выпадают в виде осадков в твердой форме. В верхних слоях атмосферы экзопланеты они застывают, приобретая форму стекла, а в нижних - своего рода металлического пепла.

"Таким образом, на большой высоте там идет дождь из стекла, а на низкой высоте - из металла", - пояснил участник исследования Чжоу Ифань.

Он с коллегами пришел к заключению, что температура атмосферы 2M1207b достигает 1204,4-1426,7 градусов по Цельсию. Экзопланета по космическим меркам молода - ей около 10 миллионов лет по сравнению с Юпитером (порядка 4,5 миллиардов лет). Солнце массивнее его в одну тысячу раз, а супер-юпитер уступает своей звезде в массе в 5-7 раз. На основании этого наблюдения астрофизики пришли к выводу, что обе системы образовались разными способами.

Правильно подобранная музыка улучшает вкус пива