Американские генетики нашли ген бессонницы

Наблюдения за поведением нескольких сотен рыб помогли генетикам найти "ген бессонницы", NMu, чрезмерная активность которого приводит к почти полной потере сна, говорится в статье, опубликованной в журнале Neuron.

"Сон является загадочным процессом. Мы проводим во сне примерно треть жизни, как и все остальные животные со сложной нервной системой, что говорит о важности сна для нашей жизнедеятельности. Но мы до сих пор не понимаем, почему мы спим, и как наш организм управляет им", — заявил Дэвид Проубер из Калифорнийского технологического института (США).

Проубер и его коллеги приоткрыли одну из тайн сна, обнаружив ген, нарушения в работе которого приводят к развитию бессонницы, наблюдая за поведением рыб, в зародыш которых была "встроена" дополнительная хромосома, содержащая в себе копию одного из их генов, задействованных в работе мозга.

Эта хромосома была устроена таким образом, что "включалась" только в том случае, если ученые нагревали рыбу до 37 градусов Цельсия, что позволило авторам статьи изучить функции каждого из изученных фрагментов ДНК.

Перебрав несколько сотен вариантов таких генов, ученые обнаружили целый ряд участков генома, появление лишних копий которых так или иначе влияло на режим бодрствования и сна у рыб-зебр. Наиболее заметным из них был ген NMu, кодирующий белок нейромедин U, который, как считалось раньше, считался ответственным за аппетит и работу ряда пищеварительных и метаболических систем и процессов.

Появление дополнительной копии этого гена приводило к драматическим последствиям – в первую ночь после активации хромосомы рыба-зебра вообще не спала, а в последующие дни и ночи испытывала серьезные проблемы с засыпанием и поддержанием нормального распорядка дня. Со временем, рыбы переходили в состояние, напоминающее человеческую бессонницу по своим симптомам.

Авторы статьи также решили проверить, что произойдет, если этот ген частично или полностью отключить. Как показали повторные опыты на новой партии трансгенных рыб, эти животные вели себя достаточно вяло и гораздо хуже просыпались, чем их сородичи из контрольной группы.

"У этих рыб нет чувства рассвета – в отличие от нормальных сородичей и людей, они не предчувствуют наступление светлого времени суток и спят дальше. Следовательно, этот ген должен играть важную роль в переходе от ночного сна к дневному бодрствованию", — продолжает Проубер.

С чем связана подобная работа гена, и как он влияет на сон? Как считают ученые, NMu заставляет нас пробуждаться, действуя на особые нервные клетки в глубинных слоях мозга, которые вырабатывают гормон кортикотропин – особое сигнальное вещество, заставляющее надпочечники выделять адреналин и другие гормоны, переводящие организм в "чрезвычайное положение".

Нарушения в активности NMu и кортикотропиновых нервных клеток, как считают авторы статьи, могут приводить к развитию бессонницы, нарколепсии и других проблем, связанных с нарушениями сна.

В человеческой слюне найдена новая форма жизни