Ученые предлагают новый подход в лечении большого депрессивного расстройства

Международная группа ученых при участии Александра Тараканова из Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Российской академии наук сделала открытие, которое поможет при создании новых препаратов для лечения большого депрессивного расстройств, сообщает пресс-служба ФАНО Россииа. Исследователи выяснили, что рецепторы серотонина могут связываться с иммунными рецепторами, а механизмы, благодаря которым происходит это связывание, присутствуют  и в рецепторах морских губок — одних из древнейших животных.

Большое депрессивное расстройство – это сложное психическое заболевание, представляющее собой целый комплекс симптомов. От обычной депрессии, характеризующейся снижением настроения и утратой положительных эмоций, оно отличается тем, что может вообще не сопровождаться плохим настроением или подавленным состоянием. Ее симптомами являются потеря аппетита, нарушение сна, повышенная утомляемость, снижение самооценки и уверенности в себе, рассеянное внимание, утрата интереса к повседневным делам, появление склонности видеть будущее в мрачных тонах и самообвинениям.

В 1960-ых годах появилась теория, связывающая возникновение большого депрессивного расстройства с нарушениями работы серотониновых рецепторов (5-HT-рецепторов). Рецепторы — это сложные образования, которые способны воспринимать сигнал от раздражителя и преобразовывать его в нервный импульс. Серотониновые рецепторы активируются веществом 5-гидрокситриптамином, также известным под названием серотонин («гормон счастья»). Кроме того, 5-HT-рецепторы взаимодействуют с многими медицинскими препаратами и психоактивными веществами.

Существует и еще одна гипотеза возникновения большого депрессивного расстройства — она носит название «нейротрофическая гипотеза». Согласно этой теории, депрессия является разновидностью нейродегенеративных заболеваний, возникающих из-за изменения концентрации нейротрофического фактора мозга BDNF.

BDNF — это ген, кодирующий нейротрофический фактор мозга, который стимулирует и поддерживает развитие нейронов. Ученые доказали, что недостаток нейротрофического фактора мозга BDNF приводит к развитию нейродегенеративных процессов (гибели нейронов) и формированию депрессивного расстройства.

Ученые Дэзиел Боротто-Эскуэло, Кьель Фуксе (Каролинский университет, Швеция) и Александр Тараканов (ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Российской академии наук) исследовали механизмы работы серотониновых рецепторов и пришли к выводам, которые могут помочь в создании новых антидепрессантов.

Ученые выяснили, каким образом серотониновая и нейротрофическая гипотезы можно соединить друг с другом на молекулярном уровне.

В ходе предыдущих работ были обнаружены гетерорецепторные комплексы, состоящие из рецептора фактора роста фибропластов-1 (FGFR1) и 5-гидрокситриптаминового рецептора 1А (5-HT1A). Рецептор 5-HT1A – это подтип серотониновых рецепторов, которые вовлечены в модуляцию активности центральной нервной системы, например, их активация приводит к снижению артериального давления и сокращению частоты сердцебиения. Работа 5-HT1A обеспечивает эффективность как классических антидепрессантов, так и, например, антидепрессантов третьего поколения (селективных ингибиторов обратного захвата серотонина).

FGFR1 – это рецептор с тирозинкиназной активностью, один из лигандов которого (под названием FGF2) обладает эффектом, схожим с действием антидепрессантов. Лиганд – это химическое соединение, которое образуется с рецептором единый комплекс и производит определенный биохимический или физиологический эффект. Кроме того, Александр Тараканов уточняет, что FGFR1 из-за его структуры, присутствию на клетках иммунной системы и роли в воспалительных процессах можно назвать и иммунным рецептором.

«Прямая связь между рецептором серотонина 5-HT1A и иммунным рецептором FGFR1 говорит, видимо, о том, что серотонин может напрямую влиять на воспалительные процессы и наоборот. А в данной статье высказывается мнение, что комплекс этих двух рецепторов представляет собой новую перспективную "цель" для антидепрессантов», -- сказал Александр Тараканов. Это открытие может привести к созданию новых эффективных лекарственных препаратов для лечения большого депрессивного расстройства.

Однако, помимо этого важного открытия, ученые выяснили и еще один факт: оказывается, подобные структуры присутствуют не только в человеческом мозге – ими обладают морские губки, одни из самых древних живых существ. Это открытие находится на стыке двух наук: математики и молекулярной биологии.

«Речь идет о теории так называемой "триплетной головоломки" (Triplet puzzle). Она основана на строгих математических выводах по современным экспериментальным данным о рецепторах, которые связываются и которые не связываются между собой, — пояснил Александр Тараканов. — Эта теория предполагает, что два рецептора могут связываться напрямую, если у них есть некоторые общие триплеты аминокислот. И оказалось, что некоторые из таких триплетов уже есть в морских губках. Думаю, это говорит о том, что рецепторы и в губках, и в нейронах мозга человека связываются по каким-то простым общим принципам – которые для нас пока еще представляют собой очередную "головоломку".

В человеческой слюне найдена новая форма жизни