Найдена звезда, чьи затмения длятся 3,5 года

Астрономы открыли в созвездии Малого Льва необычную двойную звезду. Если бы вокруг такого «Солнца» существовали населенные планеты, их жители смогли бы наблюдать затмения каждые 70 лет продолжительностью более 3,5 лет, говорится в статье, опубликованной в Astronomical Journal.

Звезда TYC 2505-672-1, расположенная в 10 тысячах световых лет от Земли в созвездии Малого Льва, привлекла внимание  Джои Родригеза из университета Вандербильта в Нэшвилле (США) благодаря архивным снимкам гарвардской обсерватории, собранным за последние 110 лет.  Также ему помогли наблюдения астрономов-любителей из проекта AAVSO и данные  телескопа KELT, за работу которого он отвечает.  В общей сложности исследователь получил примерно 10,5 тысяч фотографий звезды.

Благодаря этим данным он выяснил, что  TYC 2505-672-1 является затменной двойной звездой, состоящей из крупного красного гиганта, доживающего последние дни, и его потухшего "старшего брата", чьи внешние оболочки уже были сброшены и успели остыть, превратившись в огромное облако из пыли и газа.

В центре этого облака, судя по колебаниям яркости во время затмений, находится ядро бывшей звезды, которое в ближайшем будущем должно превратиться в белого карлика, чья масса должна быть примерно в два раза ниже солнечной.

"Половинки" TYC 2505-672-1 вращаются друг вокруг друга на сравнительно большом расстоянии – примерно в 20 раз дальше, чем Земля и Солнце, что примерно соответствует дистанции между Ураном и нашим светилом. Благодаря этому "затмения" в этой звездной системе происходят каждые 70 лет, и они продолжаются примерно 3,5 года.

Из-за слишком большого расстояния до звезды ученые пока не могут получить снимки каждого из компонентов TYC 2505-672-1 по отдельности, а также проверить, существуют ли в окрестностях этого двойного светила планеты. Как надеется Родригез, к следующему затмению, которое начнется в апреле 2080 года и закончится в сентябре 2083 года, у астрономов появятся новые телескопы, которые смогут получить ее фотографии.

В нашей галактике аналогом такой двойной звезды является эпсилон Возничего –  "затмения" на которой длятся около двух лет.

Смартфон способен испортить романтический отпуск