Препарат на основе ботокса поможет в лечении аритмии

Новосибирские медики и химики разрабатывают препарат на основе модифицированного ботулотоксина (ботокса), который значительно снизит риск развития фибрилляции предсердий во время операции на открытом сердце и в период восстановления, сообщается в пресс-релизе Новосибирского научно-исследовательского института патологии кровообращения. Пока в мире не существует медикаментозных способов профилактики этого осложнения, от которого страдают 30% пациентов.

Развитие серьезной, угрожающей жизни аритмии – фибрилляции предсердий -   хаотичного сокращения мышечных волокон, происходит из-за нарушения работы автономной нервной системы, иннервирующей левое предсердие. Единственным методом лечения является выжигание электродами очагов аритмии в сердечной мышце. Через прокол в бедренной вене под контролем рентгенхирургической установки специальный катетер-электрод доставляется в одну из областей сердца – левое предсердие, где при помощи высокочастотного электрического тока прижигаютcя особые зоны, отвечающие за развитие фибрилляции.

Однако эта процедура подходит не всем. Не целесообразно выжигать здоровые участки сердечной мышцы людям впервые прошедшим операцию на сердце, не имеющих никогда прежде фибрилляции предсердий.

Несколько лет назад было экспериментально доказано, что для временного и безопасного выключения автономной нервной системы с целью купировать развитие фибрилляции предсердий, можно использовать ботулотоксин. Взяв за основу концепцию Сеульского научного центра и института ритма сердца Оклахомы, а также отечественные методики, ученые вводили чистый ботулотоксин в те же зоны левого предсердия, которые ранее выжигались. Вещество показало себя очень перспективным, и результаты клинических этих исследований  были опубликованы Томским научно-исследовательским институтом кардиологии совместно с институтом ритма сердца Оклахомы и Колумбийским университетом на сессии Американской ассоциации сердца в 2015 году. Эта работа вошла в десятку самых цитируемых статей по аритмологии в мире и в топ-10 инноваций 2015 года.

Однако чистый ботулотоксин не подходит при более тяжелых формах, когда у человека есть постоянные эпизоды фибрилляции предсердий, и необходима более высокая доза и более длительное действие вещества. Именно для этих пациентов медики и химики создают новый препарат.

Чистый ботулотоксин, как показали исследования, быстро всасывается в кровь и уходит из зоны своего потенциального действия. Время его действия тоже было недостаточным – от трех до шести месяцев, тогда как требуется хотя бы один год. Берясь за решение этих задач, ученым  также необходимо было учитывать, что суточная доза ботулотоксина - одного из самых опасных ядов в мире - не должна превышать 200 единиц. Для комплексного решения проблемы, ученые окружили молекулу ботулотоксина “бубликом” из природных молекул хитозана. Этот принцип известен в фармакологии давно – время действия препарата в таком случае увеличивается, а доза уменьшается.

И действительно – время действия модифицированного ботулотоксина, увеличилось с шести месяцев до года, а доза уменьшилась в четыре раза по сравнению с чистым веществом. «Мы добились еще одного очень важного результата: молекулы хитозана, окружающие молекулу ботулотоксина, цепляются за внутреннюю стенку сосуда и не дают токсичному веществу идти дальше. Передача нервных сигналов останавливается в точке инъекции. Это важно, потому что ботулотоксин – это яд, и нет ничего хорошего в том, что он перемещается по организму», - сказал один из разработчиков препарата, профессор Новосибирского института органической химии Нариман Фаридович Салахутдинов.

Секс благотворно влияет на женскую память