Динозавров сменили не млекопитающие, а гигантские "птицы ужаса"

Сразу после вымирания динозавров (примерно 65 миллионов лет назад) их пустующую нишу заняли не млекопитающие, а хищные и травоядные пернатые двухметрового роста. Ученые считают, что они доминировали по всей Земле во времена кайнозойской эры.

Томас Стидхэм (Thomas Stidham) из Института палеонтологии позвоночных в Пекине (Китай) и его коллеги нашли очередное доказательство того, что гигантские птицы – гасторнисы, бронторнисы и пресбиорнисы - доминировали по всей Землей во времена эоцена и прочих ранних эпох кайнозойской эры, обнаружив останки сразу двух видов крупных птиц на канадском острове Элсмир, сообщает Scientific Reports..

Сегодня этот остров представляет собой огромный "морозильник", покрытый многометровым слоем льда и вечной мерзлоты, однако в палеоцене и эоцене, когда климат Земли был гораздо мягче, даже за полярным кругом царил вполне комфортный умеренный климат.

Проводя здесь раскопки, группа Стидхэма обнаружила в замороженных почвах Элсмира палец ноги, принадлежавший, по всей видимости, гасторнису, и кость крыла, чьим обладателем был пресбиорнис. Они представляют собой крупных птиц из отряда гусиных, похожих по своему облику на фламинго, увеличенных до гигантских размеров.

Изначально ученые думали, что они имеют дело с арктическими подвидами этих птиц, которые, как они считали, должны были обладать меньшими размерами из-за условий обитания, но сравнив их с аналогичными окаменелостями из США, исследователи не смогли найти различий. Это означает, что в Заполярье жили те же самые "полноразмерные" гасторнисы и пресбиорнисы, как и в других уголках Земли того времени.

Как считают ученые, дальнейшее изучение флоры и фауны Элсмира того времени может подсказать нам, как будут выглядеть северные уголки Земли по мере дальнейшего развития глобального потепления.

"Я не говорю, что в ближайшие годы на остров вернутся гигантские черепахи и аллигаторы. Но с другой стороны, те данные о теплых периодах в Арктики, которые мы можем добыть на Элсмире, помогут нам лучше понимать то, что мы  можем ожидать в будущем", — заключает другой автор статьи, Джейлин Эберле (Jaelyn Eberle).

День в истории: 31 августа