Найден источник гравитационных волн

Астрофизики, работающие с телескопом "Ферми", обнаружили то место, где находились две черных дыры, слияние которых породило найденные недавно гравитационные волны, и зафиксировали слабую гамма-вспышку, которая возникла в ходе этого события, говорится в статье, размещенной на сайте НАСА.

Гравитационные волны, как рассказали 11 февраля отечественные и зарубежные физики, были обнаружены детекторами LIGO 14 сентября 2015 года в 13:51 по московскому времени. Они были порождены парой сливающихся черных дыр, чьи массы в 29 и 36 раз превышали солнечную, на расстоянии в 1,3 миллиарда световых лет от Земли. За доли секунды примерно три солнечных массы превратились в гравитационные волны, максимальная мощность излучения которых была примерно в 50 раз больше, чем от всей видимой Вселенной.

Валери Коннагтон (Valerie Connaughton) из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда (США) и ее коллеги, работающие с орбитальным гамма-телескопом "Ферми", возможно, обнаружили ту точку на ночном небе, где находилась эта пара черных дыр буквально полгода назад до момента их слияния.

Телескоп "Ферми" покрывает примерно 70% ночного неба Земли в любой момент времени, что заставило ученых задуматься о том, не зафиксировал ли аппарат вспышку жесткого рентгеновского и гамма-излучения, произошедшего в момент слияния черных дыр.

Благодаря тому, что это событие было зафиксировано сразу двумя детекторами LIGO, ученые знали примерное место слияния черных дыр – это достаточно широкая "полоса"  длиной в 600 градусов на небе южного полушария Земли.

Ориентируясь на ее положение, авторы статьи проанализировали данные, собранные рентгеновским телескопом GBM на борту "Ферми" незадолго до того, как LIGO "поймал" гравитационные волны, во время их прохода через Землю в последующие 30 секунд.

Как оказалось, "Ферми" действительно зафиксировал вспышку в области жесткого рентгена и гамма-излучения, которая произошла примерно через 0,4 секунды после того, как гравитационные волны прошли через нашу планету.

Спектр этой вспышки, как подчеркивают авторы статьи, был слишком жестким для того, чтобы она была порождена магнетарами, сверхновыми первого типа или пульсарами, и поэтому ее источником, скорее всего, действительно были сливающиеся черные дыры. С другой стороны, есть ненулевая вероятность того, что данная вспышка была порождена процессами в атмосфере Земли, что еще предстоит опровергнуть и проверить.

Это событие произошло ориентировочно в созвездии Кита или Рыб. К сожалению, более точно вычислить координаты черных дыр пока нельзя, так как главный инструмент "Ферми" – телескоп LAT – начал смотреть на вспышку только через час после ее "поимки" на LIGO.

Как признают ученые, это открытие было сделано не случайно – команда "Ферми" целенаправленно готовилась к перезапуску LIGO и ожидала то, что открытия, совершенные на этой гравитационной обсерватории, можно будет подтвердить и проверить при помощи гамма- и рентгеновских телескопов. Коннагтон и ее коллеги надеются, что их результаты наблюдений найдут подтверждение в будущем.

Гаджеты научили делиться энергией