Склонность к раку, наркомании и депрессии унаследована людьми от неандертальцев

Гены неандертальцев не только помогли нашим предкам выжить после "переезда" в Европу и лучше приспособиться к жизни на Севере, но заметно повысили предрасположенность их обладателей к целому ряду болезней, сообщает  Science.

"Неандертальская ДНК влияет на многие черты человека, делая его подверженным болезням иммунологического, нейрологического, психологического и репродуктивного характера", — заявил Джон Капра (John Capra) из университета Вандербильта в Нэшвилле (США).

Предыдущие исследования доказали, что неандертальцы «оставили» в нашей ДНК примерно 2-4% своих генов. Часть из них, по мнению ученых, помогли кроманьонцам приспособиться к жизни на севере, подарив им мощный иммунитет и другие полезные черты. Но не все эти изменения были положительными.

К примеру, неандертальские гены, управляющие развитием кожи, увеличивают шансы возникновения кератоза – ороговения кожи и появления на ней злокачественных образований под действием лучей Солнца. Схожим образом другие гены "первых жителей Европы" повышали вероятность приобретения болезней мочеполовой системы и иногда делали кровь подверженной слишком сильной сворачиваемости.

Наиболее заметно влияние генов предков на нервную систему. Обладатель  древней ДНК имеет повышенные шансы стать курильщиком или наркоманом, а также пациентом психиатрических лечебниц.

"Мозг – невероятно сложная часть нашего тела, и вполне логично ожидать, что замена части человеческих генов их неандертальскими аналогами, которые развивались по иному эволюционному пути, может привести к негативным изменениям", — считает Коринн Симонти (Corinne Simonti), одна из соавторов статьи из университета Вандербильта.

Почему эти негативные черты сохранились в нашем геноме? Как предполагают ученые, изначально многие из этих вещей, к примеру, повышенная сворачиваемость крови или изменения в работе клеток кожи, помогали нашим предкам выживать в дикой природе, однако сегодня эти мутации стали вредными, так как они сокращают продолжительность жизни в пожилые годы, повышая подверженность организма раку, тромбам и инсультам.

Найден препарат, защищающий курильщиков от рака лёгких