Наблюдения за беременными натолкнули ученых на создание нового препарата для лечения аутоиммунных заболеваний

Пермские биологи разрабатывают уникальный препарат, позволяющий «договориться» с организмом человека при аутоиммунных заболеваниях и улучшить его состояние. Ученые нашли сходство внутренних процессов в организме больного с теми, которые протекают в организме беременной женщины. Биологи считают, что помочь при лечении может белок, который сохраняет плод ребенка в ее теле, – он впервые был получен в чистом виде.

Над созданием технологии в сотрудничестве работают ученые и студенты биологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета и Института экологии и генетики микроорганизмов Уральского отделения РАН. В настоящее время в России и в мире подобных способов получения белка не существует. Разработки ведутся на протяжении 8 лет.

Впервые ученым удалось выделить в очищенном виде белок – трофобластический бета-1-гликопротеин (ТБГ). Он вырабатывается исключительно в организме беременной женщины и при некоторых видах опухолевых процессов. Благодаря комплексному анализу выделенного из сыворотки крови белка исследователи пришли к выводу, что он находится в состоянии, пригодном для дальнейшего использования.

Будущий ребенок только на 50% является генетически «родным» организму матери, вследствие чего плод может отторгаться. Поэтому чаще всего беременность сопровождается изменениями, которые приводят к иммунной толерантности женского организма к плоду. Это происходит за счет белков и гормонов, связанных с беременностью, в том числе вышеупомянутого белка.

«При аутоиммунных заболеваниях, таких как рассеянный склероз, ревматоидный артрит и сахарный диабет первого типа, также происходит нарушение в иммунной системе, которая начинает воспринимать собственные ткани организма как чужеродные и повреждать их», – рассказал доктор биологических наук, профессор кафедры микробиологии и иммунологии биологического факультета ПГНИУ Михаил Раев.

Ученые отмечают, что у женщин с аутоиммунными заболеваниями при беременности наблюдается улучшение состояния. Это дало им повод предположить, что выделенный белок может выступить основой для будущего лекарства от таких болезней. На данный момент их лечат с помощью терапии, которая оказывает в том числе и негативное влияние на организм.

«Препараты на основе полученного белка станут своеобразными «дипломатами», которые смогут «договориться» с иммунной системой человека, облегчив протекание болезни», – отмечает доктор биологических наук, профессор кафедры микробиологии и иммунологии биологического факультета ПГНИУ Светлана Заморина.

В данный момент ряд разработок ученых запатентованы и проходят стадию лабораторных исследований. По их предположениям, ее внедрение в медицину будет возможно примерно через 10 лет при условии достаточного финансирования.

В человеческой слюне найдена новая форма жизни