Недра Земли скрывают «реки» кислорода

Физики из России и Германии выяснили, что мантия Земли прячет в себе гигантские потоки кислорода, содержание которого в 8 раз превышает атмосферное. Открытие было сделано в ходе изучения поведения оксидов железа при разных температурах и давлениях в лазерном «прессе-наковальне» в Немецком синхротронном центре DESY, сообщает журнал  Nature Сommunications.

Ядро_Земли © РИА Новости. Александр Лыскин

По словам Елены Быковой из университета Байрейта (Германия), обнаружить такое количество кислорода стало большим сюрпризом для ученых и они пока не знают, что происходит с этими кислородными «реками».

Как объясняют ученые, в нормальных условиях оксид железа (один из основных компонентов глубинных пород) в недрах Земли представляет собой гематит – соединение из двух атомов железа и трех атомов кислорода. В последние годы, по словам Быковой, исследователи открыли несколько новых "версий" оксида железа, которые формируются при высоких давлениях и температурах и содержат в себе экзотическое число атомов —  Fe4O5, Fe5O6, или к примеру, Fe13O19.

Авторы статьи выяснили, что этим список оксидов железа не ограничивается, проследив за тем, как ведут себя гематит и его "магнитный" теска магнетит, Fe3O4, в условиях, приближенных к ядру и мантии Земли, сжав их при помощи лазерных "тисков" PETRA III до давления, превышающего атмосферное в 670 тысяч раз.

Эта операция привела к разложению гематита и формированию нового экзотического оксида железа, Fe5O7, при давлениях и температурах, соответствующим глубине в 1500 километров. Дальнейшее сжатие привело к формированию еще одного неизвестного оксида, Fe25O32. И то и другое, как рассказывают исследователи, привело к выбросу огромной массы кислорода, который на такой глубине и при таком давлении превращается не в газ, а в жидкость.

Потоки этой жидкости, по мнению Быковой и ее коллег, часто текут через мантию в тех ее точках, где залежи магнетита и гематита, сформировавшиеся на дне моря, "текут" вместе с остальной материей мантии и коры по направлению к ядру Земли.

Судьба этого кислорода остается неизвестной – данные кислородные "реки" могут в равной степени как взаимодействовать с окружающими породами и окислять их, так и подниматься в более высокие слои мантии и даже выше.

В любом случае, присутствие кислорода, как отмечает Максим Быков, один из других авторов статьи, говорит о том, что в недрах Земли могут происходить сложнейшие и активнейшие химические процессы, о существовании которых мы пока не знаем, и которые могут влиять не только на геохимию, но и на климат и состояние атмосферы планеты.

Обладателем псковского клада мог быть Плюшкин – прототип героя «Мертвых душ»