Ученые вновь надеются найти следы жизни на Марсе

Планетологи заявляют, что так называемый "лабиринт Ночи" может быть наиболее благоприятным местом для поиска следов жизни на Марсе, возможно существовавшей на этой планете, когда ее атмосфера еще не улетучилась в космос.

Марс © Фото: NASA/JPL-Caltech/MSSS

"Лабиринт Ночи" в прошлом был дном одного из самых глубочайших ущелий красной планеты, заполненном теплыми вулканическими озерами. В их водах и могла зародиться жизнь, говорится в статье, опубликованной в журнале Planetary and Space Science Алексисом Родригезом  из Планетологического института в Тусоне (США).

Это место считается одним из самых загадочных на Марсе. "Лабиринт Ночи" соединяет вулканическое плато Фарсида со знаменитыми долинами Маринер системой каньонов у экватора планеты.

Планетологи давно спорят, считать ли эти долины следами движения крупных потоков воды, стекавших со склонов вулканического плато в результате каких-то подземных или атмосферных процессов примерно 3 миллиона лет назад. Противники этой теории не находят здесь свидетельств водной эрозии.

Сомнения развеяли данные, собранные зондами MRO и Mars Global Surveyor. Их снимки показали, что стены "лабиринта Ночи" на самом деле представляют собой многометровые отложения типично "водных" горных пород, преимущественно солей, формирующихся под воздействием потоков теплой грунтовой воды. Анализ их структуры и состава показал, что в определенный момент времени почва, через которую они текли, "провалилась", что породило целый ряд теплых пресноводных озер, которые подпитывались водой, стекавших со склонов Фарсиды.

Эти озера, как показывают расчеты Родригеза, существовали как минимум 50-100 миллионов лет, пока вулканы на плато продолжали свою активность. Этого, как он считает, могло хватить для зарождения примитивных форм жизни.

Подтверждением этому служат озера на Тибете, формирующиеся и существующие в схожих температурных и атмосферных условиях. Если это действительно было так, то "лабиринт Ночи" может быть одним из самых привлекательных мест для посадки нового марсохода НАСА или высадки земной экспедиции, заключают ученые.

Гормональные контрацептивы увеличивают риск развития депрессии