Ранее не изученный ледниковый период способствовал падению Византии и расцвету Арабского халифата

Международная команда ученых при участии российских специалистов обнаружила, что в Европе полторы тысячи лет назад произошел еще один ледниковый период. Ученые полагают, что именно это стало причиной упадка Византии, расцвета Арабского халифата и других глобальных событий, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию.

Похолодание, причем, судя по всему, довольно резкое, ученые связывают с тремя крупными вулканическими извержениями, случившимися одно за другим в 536, 540 и 547 годах. Каждое из них на некоторое время породило "ядерную зиму" – эти зимы, слившись вместе, принесли в Евразию долгие годы экстремальных холодов, длившиеся больше века – примерно с 536 по 660 годы. По аналогии с Малым ледниковым периодом XIV -- XIX веков, этот период был назван Поздним античным малым ледниковым периодом.

О том, что в те времена Европа страдала от холодов, ученые подозревали уже давно. Однако ни температурные масштабы холодного периода, ни его длительность, ни даже причины похолодания не были известны исследователям. Ответ на последний вопрос, точнее, первый толчок к поиску этого ответа, дали красноярские ученые -- соавторы статьи Александр Кирдянов из Института леса им. В.Н.Сукачева СО РАН и профессор Владимир Мыглан из Сибирского федерального университета. Их статья, написанная с сотрудничестве с зарубежными коллегами, опубликована в последнем номере журнала Nature Geoscience.

«До недавнего времени была непонятна причина похолодания  — был ли это вулкан, комета или еще какая-то катастрофа, никто точно сказать не мог, — комментирует Александр Кирдянов. — Лишь в прошлом году один из соавторов статьи в Nature Geoscience опубликовал в журнале Nature сообщение о своих исследованиях ледовых колонок, и о том, что по химическому составу воздуха в этих ледовых колонках он впервые точно определил, что все три события 536, 540 и 547 годов — все это были вулканы.

Другой метод, помогающий раскрыть историю климата по древесным кольцам, дендрохронология, до недавнего времени тоже мало что говорил о климате начала нашей эры. Хотя годичные кольца древесных растений являются сегодня одним из наиболее достоверных источников, с высоким разрешением говорящим об изменениях климата для временных периодов до нескольких тысяч лет, до недавнего времени исследования в этой области ограничивались периодом в тысячу лет, и только недавно интересы дендрохронологов сместились и на более ранние времена, вплоть до двух тысяч лет».

Толчок работе коллаборации дал Владимир Мыглан, 36-летний профессор, доктор исторических наук. Начиная с 2007 года он каждое лето отправляется на Алтай, ищет там участки с останками старых деревьев. За это время ему удалось создать качественную климатическую хронологию края за период, охватывающий более двух тысяч лет. Когда он познакомил с ней своих европейских коллег, то сначала была идея публиковать его исследования отдельной статьей, но впоследствии ученые решили, что одного региона, пусть даже очень важного, для одной статьи недостаточно. Данные по миграции народов в этом регионе очень скудны и малодостоверны, а хронология Альп оказалась схожей с хронологией Алтая.

Если времена Малого ледникового периода описаны детально, о временах Позднего античного ледникового периода сведений намного меньше. Колоссальный объем работы, проведенный климатологами, натуралистами, историками и лингвистами в совместных поисках связи климата и глобальных событий в Евразии середины первого тысячелетия, стал первым всесторонним климатическим анализом событий в Центральной Азии и Европе. Исследователи очень осторожны в высказываниях, ключевым словом их статьи надо было бы назвать слово "возможно", хотя оно там практически и не встречается.

Ученые лишь отмечают поразительные временные совпадения события того поистине бурлящего века с приходом Лалии (LALIA – Late Antique Little Ice Age). Именно тогда, в сороковых годах шестого столетия, на Византию напала Юстинианова чума — первая чумная эпидемия, зарегистрированная в Европе, унесшая за столетие 100 млн византийцев и 25 млн жителей Западной Европы. Ученые подчеркивают, что доказательств связи Лалии с приходом этого чумного "пожара" они не имеют, но временное совпадение показательно, и, возможно, болезнь, пришедшая, как сейчас известно, из Азии, была принесена туда одной из множества массовых миграций из Европы и в нее.

Юстинианову чуму ученые считают одной из причин последовавшего за тем падения Византии, первой же причиной они называют неурожаи и голод. Совпадает по времени с этим периодом и расцвет арабских государств. Там, считают исследователи, начались дожди, которые принесли хорошие урожаи, обеспечившие не только процветание народам, но и пищу боевым верблюдам, основному военному транспорту арабов в те времена, чем можно объяснить их многочисленные военные успехи.

В статье упоминаются и другие события, происходившие в тот холодный век — в основном они касаются Европы, Азии, немного — Монголии и Китая и совсем не касаются событий на территории сегодняшней России.

«У нас проблема, — говорит Владимир Мыглан. — В России почти ничего не сохранилось из письменных источников: источники об истории Сибири в основном охватывают последние триста лет, а по более раннему периоду по сибирской территории источниковая база очень слабая. Сейчас вышла первая большая статья с нормальной детальной (погодичной) реконструкцией климата и оценкой его влияния почти за две тысячи лет. Сейчас мы ее сопоставили с глобальными европейскими процессами, потом, я надеюсь, можно будет более детально рассмотреть и местные локальные процессы, на которые, возможно, также оказывал влияние климат».

Злоупотребление алкоголем в подростковом возрасте нарушает развитие мозга