Наука и технологии России

Вход Регистрация

Верю – не верю

В период бурного развития коммуникативных технологий роль СМИ заметно меняется. Теперь журналист все чаще выступает не лектором, а собеседником. Но и лектор, и собеседник должны иметь представление об аудитории, к которой обращаются. В хитросплетениях взыскательной души читателей, зрителей и слушателей сегодняшних масс-медиа стремятся разобраться не только журналисты, но и социологи. Так, на VII Грушинских чтениях, прошедших в рамках международной конференции «Журналистика в 2015 году: информационный потенциал и ресурсы медиасистемы» на факультете журналистики МГУ социологи и журналисты обсудили, что такое массовое сознание и можно ли его каким-либо способом измерить. О преимуществах и подводных камнях использования соцопросов для выявления истины рассказал Георгий Сатаров, президент Фонда ИНДЕМ.

«Опросы общественного мнения появились в первой половине XX века в Америке. В то время опросы касались очень узких сюжетов – экономических. Вопросы были из серии «что вы предпочитаете, «пепси» или «колу».  Потом та же технология была применена и для рынка политического – даже политтехнологи называли день выборов днём распродаж, ведь именно в этот конкретный день люди выбирают из предложенного «товара».

Почему они были успешны? 

Во-первых, вопросы были ясными и недвусмысленными и касались привычной практики, а не абстрактных понятий. Например, «какая машина есть у Вас?» и «какую машину Вы хотели бы купить?» Второе – ясность и недвусмысленность предлагаемых ответов. При таких условиях и интерпретация полученных ответов  не вызывает особых сложностей.

По результатам таких опросов можно подсчитать объём продаж и выручку, а для политических вопросов – сколько мест в парламенте займут республиканцы, кто победит на президентских выборах. Всё очень аккуратно.

Но эти успехи породили искушение у социологов: раз эти методы работают здесь, они же будут полезны и в совершенно других сферах, и до сих пор от этой иллюзии никто не отделался. Но насколько это адекватно?

В этой парадигме считается, что общественное мнение характеризуется именно частотами появления отдельных ответов на определённые вопросы. Но откуда это следует? Просто когда подсчитывали долю тех, кто любит «пепси», оказалось, что это работает. Но почему это должно распространяться на такие сложные понятия и термины, как доверие, понятия, которые сложны для понимания даже для философов, занимающихся этой проблематикой?

И вообще, действительно ли существует такая категория, как общественное мнение? Ведь оно может существовать при соблюдении условий, основные из которых - свободная и равноправная конкуренция различных мнений, свободный доступ к этим мнениям и отсутствие дискриминации какой-либо позиции, занимаемой человеком. Но давайте подумаем, выполнялись ли когда-нибудь эти требования?

Фото: Фонд ИНДЕМ

РЕЙТИНГ

4.00
голосов: 5

Обсуждение

Новости

Hubble заснял полярное сияние на Юпитере

Наношарф защитит от папарацци

В Сибири создали универсальный маркер стволовых раковых клеток

Биохимики нашли естественное «противоядие» от болезни Альцгеймера

Стали известны детали самой успешной операции по пересадке лица

Система редактирования геномов оказалась эффективной против герпеса

Кстати,
на
52%
сократились...
Конференция IPS-21