Избыток гамма-лучей в центре Галактики порождается пульсарами

Расчеты голландских астрономов показали, что в центре Млечного Пути может присутствовать от 10 тысяч до 100 тысяч миллисекундных пульсаров. Это объясняет, откуда берется избыток гамма-лучей, исходящих из центра Млечного Пути, сообщает журнал Physical Review Letters. Ранее это явление объяснялось распадом частиц темной материи.

Кристоф Венигер (Christoph Weniger) из университета Амстердама (Нидерланды) его коллеги уже несколько лет исследуют одну из самых главных загадок нашей Галактики – то, почему ее центральная часть вырабатывает заметно больше гамма-излучения в высокоэнергетической части спектра, чем то предсказывают расчеты, основанные на плотности распределения звезд и активности черной дыры в ее центре.

Этот феномен, открытый телескопом "Ферми" в 2009 году, заставил многих ученых считать, что данный избыток гамма-квантов является следом распада частиц темной материи в центре Млечного Пути. По этой причине астрофизики и космологи постоянно следят за центральной частью Галактики, пытаясь найти подтверждения или опровержения данной идеи.

Венигер предположил, что гамма-фотоны из центра Млечного Пути летят к нам от точечных источников света, которыми могут быть пульсары и другие компактные объекты. В противном случае, если их порождают распадающиеся частицы темной материи, "избыточное" излучение будет распределено по небу равномерно.

Группа Венигера решила проверить это, проанализировав данные, собранные при помощи "Ферми" за последние семь лет, используя новые методики статистического анализа и компьютерной обработки изображения.

Эти расчеты показали, что в центре Млечного Пути может присутствовать от 10 тысяч до 100 тысяч миллисекундных пульсаров, чье тусклое гамма-излучение складывается в почти монотонную картину с небольшими темными и светлыми пятнами, возникающими в результате неравномерного их распределения по пространству.

Как полагают авторы статьи, это открытие позволяет говорить о том, что излишки гамма-квантов, скорее всего, связаны с пульсарами, а не темной материей. Тем не менее, они допускают, учитывая относительно низкое разрешение и чувствительность "Ферми", что они ошибаются. По словам Венигера, проверка этой идеи станет возможной в ближайшее время, когда будет построен и запущен в космос российский гамма-телескоп "Гамма-400", способный отыскать такие пульсары в центре Млечного Пути.

Любитель-пиротехник поджёг семейный бассейн