Учёные из России, Словении и Израиля заставляют раковые клетки "голодать"

Ученые из России, Словении и Израиля разработали наноагенты, которые заставляют "голодать" раковые клетки, подавляя их размножение и развитие. В 2017 году планируются клинические испытания, сообщил ТАСС директор Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ) СО РАН Сергей Псахье.

"Это новое направление. Мы разработали наноразмерные агенты, которые внешне напоминают лист толщиной порядка одного нанометра и смятый в комок диаметром 200 нанометров. Они меняют окружение клеток таким образом, что те не в состоянии нормально питаться, "голодают", в результате чего затрудняется их деление и замедляется развитие", - сказал он.

По его словам, это комплексный междисциплинарный проект, который ведут ученые разных специальностей из нескольких стран. Сами агенты разработаны учеными Томского политеха и ИФПМ; Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) ведет моделирование процессов взаимодействия с клетками с помощью суперкомьютера МГУ. Ученые Израильского технологического института (Технион) на основе современной электронной микроскопии исследуют тонкую структуру противоопухолевых агентов.

Сейчас специалисты Института Джозефа Стефана (Словения) ведут испытания на клеточных культурах и лабораторных животных. В частности, они исследовали действие наноагентов в комплексе с традиционным препаратом для химиотерапии, благодаря чему его эффективность выросла в разы. В перспективе это путь к снижению дозировки при химиотерапии, считает Псахье. "Цикл этих испытаний завершается в 2016 году, через год планируем приступить к клиническим испытаниям", - пояснил он.

Уровень кислотного загрязнения воздуха достиг доиндустриального