Ученые нащупали потенциальный путь к продлению жизни

Медики из США выяснили, что удаление из организма мышей престарелых клеток, потерявших способность к делению, продляет жизнь примерно на 35-42%, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Старение с биологической точки зрения является механизмом своеобразного "экстренного" торможения, который поврежденные клетки используют для того, чтобы перестать делиться. Это снижает шансы развития рака, и, как считают некоторые теоретики, после включения этого "тормоза" данные клетки перестают быть нужными для жизнедеятельности организма", — заявил Ян ван Дёрсен из клиники Майо в Рочестере (США).

Как объясняют ученые, когда клетка "уходит на пенсию" и прекращает делиться и самообновляться, в ней включается особый ген Cdkn2a, запускающий цепочку необратимых изменений, приводящих к одряхлению клетки. Исследователи решили проверить, что произойдет, если уничтожить или резко ограничить число таких клеток.

Для этого ученые модифицировали этот ген таким образом, чтобы его включение, во-первых, помечало клетку зелеными светящимися молекулами, а также встроили в него особую последовательность, которая заставляет клетку совершить "самоубийство" при наличии молекул определенного лекарства в организме.

Вырастив популяцию таких мышей, авторы статьи кормили половину из них обычной пищей, а остаток грызунов – едой с добавлением лекарства AP20187, убивавшего подобные престарелые клетки. Буквально через две недели число одряхлевших клеток в организме последних уменьшилось в восемь раз и привело к массе полезных изменений в их жизни.

Главным плюсом стало то, что средняя продолжительность жизни увеличилась примерно на треть, в том числе и то время, когда они оставались здоровыми и бодрыми. Вторым большим плюсом было то, то очистка тела от клеток-"пенсионеров" предотвратило резкое сокращение в массе тела в целом и жировой прослойки в частности, что происходит во время старения. Кроме того, эта процедура заметно снижала шансы развития рака, катаракты и ряда других болезней.

"Так как ликвидация этих клеток не приносит никакого вреда для организма, то можно говорить о том, что терапии, повторяющие то, что мы делали в этих опытах, можно использовать для продления жизни и улучшения здоровья пожилых людей", — заключает ван Дёрсен.

За Большим Барьерным рифом скрывался ещё один