В России разрабатывают «флешку», способную сохранить терабайт информации на нескольких квадратных сантиметрах

Аспирантка радиофизического факультета Томского государственного университета Елена Журавлева исследует композиционные материалы, на основе которых она планирует создать устройство записи и считывания информации, способное заменить современные жесткие диски на компьютерах.

Речь идет о мультиферроиках, электрическими свойствами которых можно управлять посредством магнитного поля, а магнитными свойствами – электрическим полем. Благодаря этому физическому эффекту на основе мультиферроиков можно создать новые устройства памяти, обладающие большими плотностями информации и использующие гораздо меньше энергии.

«Использование магнитных полей для записи информации приводит к повышению быстродействия и энергоэффективности», – считает Елена. – «Это также позволит решить проблему охлаждения при объединении жестких дисков в массив для хранения большого количества информации. Сейчас, чтобы решить эту проблему, используются громоздкие кондиционеры. Новым устройствам памяти за счет снижения тепловыделения этого не потребуется».

В настоящий момент томские ученые уже используют мультиферроики как материалы, преобразующие энергию электромагнитного излучения в тепловую. Это применяется в устройствах радиоэлектроники для обеспечения электромагнитной совместимости, для защиты биологических объектов от электромагнитного излучения, для создания безэховых камер.