Российские учёные обнаружили, что агрессия приводит к появлению новых нервных клеток в мозге

Группа нейробиологов из России и США экспериментально подтвердила влияние агрессии на образование новых нервных клеток в мозге. Ученые провели серию опытов с самцами мышей и опубликовали свои результаты в журнале Frontiers in Neuroscience.

Исследователи сосредоточились на таких областях мозга, как гиппокамп и миндалина. Установлено, что миндалина связана с эмоциями – страхом, агрессией и тревожностью, она также ответственна за память о неприятных стимулах. Гиппокамп связан с долговременной памятью.

Зубчатая_фасция_гиппокампа Зубчатая фасция гиппокампа - область, в которой наблюдалось появление новых нервных клеток. Иллюстрация: Jason Snyder / Flickr

Исследователи изучили изменения, происходящие в мозге мышей-агрессоров, побеждавших в драках со своими собратьями. После победы они становились еще более агрессивными, а в их зубчатой фасции гиппокампа – одной из ключевых структур мозга — появлялись новые нейроны; причем у специально выведенных линий мышей с повышенной «злобностью» рост нейронов был гораздо выше, чем у тех, которых отбирали по принципу пониженной агрессии. Изменения можно было наблюдать и на срезе мозга животного.

В относительном выражении эффект варьировался от десятков процентов до двухкратного прироста числа новых нейронов и для всех четырех использованных в опытах линий мышей эффект оказался статистически значим. Последнее означает, что вряд ли речь идет о случайном совпадении.

Лабораторные_мыши Лабораторные мыши линии C57BL, самцы. Снимок: Алексей Тимошенко

На поведенческом уровне это  проявлялось в том, от победы к победе самцы вели себя более «нагло» и скорее нападали на соперника. Если мышам не давали драться какое-то время, они становились еще агрессивнее: время перед атакой сокращалось едва ли не втрое, а сами драки продолжались дольше. Но, что особенно интересно, у животных одновременно росла тревожность – самец, благополучно выдравший клочья шерсти из спины более слабого грызуна, скорее избегал открытого пространства и предпочитал по возможности отсиживаться в темноте!

В процессе исследования ученые пришли к выводу, что привыкшие к дракам мыши не просто ведут себя иначе, но их мозг начинает работать иным образом. В нем не только увеличивается число новых клеток гиппокампа, а при возможности продолжать драки меняется и активность уже существующих клеток. Новые клетки, по-видимому, являются одним из ключевых механизмов роста агрессии и, возможно, тревожности – хотя в последнем ученые пока не уверены: можно предположить и то, что завоеванную репутацию агрессора и доминанта приходится поддерживать новыми драками, а это занятие не из тех, которые способствуют снижению тревожности.

Результаты Результаты подсчета числа новых нервных клеток в зубчатой фасции гиппокампа мышей. Четыре картинки соответствуют четырем разным линиям животных, а темные столбики (winners) отличают победителей драк от проигравших, составивших контрольную (control) группу. Изображение из статьи исследователей: Front. Neurosci., 01 December 2015 | http://dx.doi.org/10.3389/fnins.2015.00443

Вывод об активности клеток миндалины оказался интересен не только в контексте фундаментальных основ поведения у грызунов. Ученые отмечают, что миндалина и у людей вовлечена в целый ряд патологических процессов, включая формирование аутизма. Повышенная тревожность, стереотипно повторяющееся поведение, нарушение способности к коммуникации с другими – эти симптомы наблюдались у мышей из описанных выше опытов и отчасти схожи с теми, которые выделяют в картине аутизма. Возможно, это та связь, которая со временем позволит продвинутся не только ученым, но и медикам.

Доисторические погребения могли служить телескопами