Наука и технологии России

Вход Регистрация

Экстрим на дороге: что делать беспилотному автомобилю?

Компания Cognitive Technologies – основной разработчик системы искусственного интеллекта для беспилотного КАМАЗа (проект поддержан ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы») – подвела итоги социологического исследования, проведённого среди граждан России при поддержке НИТУ МИСиС и МФТИ в конце 2015 – начале 2016 годов. Его цель – сформировать систему моральных критериев, определяющих поведение авторобота в критических ситуациях, когда избежать аварии невозможно, и ущерб здоровью, а подчас и жизни участников дорожной ситуации неизбежен. В исследовании приняли участие порядка 80 тысяч человек из 47 регионов России.

Напомним, что организаторы исследования подготовили описания нескольких типичных ситуаций с участием авторобота, требующих моральной оценки поведения искусственного интеллекта. При этом предполагалась полная автономность автомобиля, то есть вмешательство водителя в процесс управления было исключено.

Что показали результаты исследования? Прежде всего – намерение российских граждан обязать искусственный интеллект минимизировать общее число пострадавших в аварии.

Почти 71% респондентов был готов направить авторобот в кювет, чтобы не задавить других людей, случайно вышедших перед ним на проезжую часть, несмотря на то, что это может привести к неминуемым его повреждениям и критическим для жизни и здоровья травмам пассажира (см. рисунок 1).

Авторобот
Рисунок 1

При этом персональные интервью с разными категориями граждан, проведённые в рамках исследования, выявили следующее: направляя беспилотный автомобиль в кювет, участники исследования не до конца отдавали себе отчёт, что они сами могут оказаться в его кабине. Получается, чтобы сохранить жизнь выбежавших на дорогу людей, авторобот будет запрограммирован на самоуничтожение вместе со своим пассажиром.

Найти выход из такой ситуации было для интервьюируемых непросто. Немалая их часть (43% из 1384 участников) даже предложила искусственному интеллекту автомобиля формировать своего рода рейтинг участников ДТП. Иначе говоря, они посчитали возможным определять наиболее и наименее «ценных» его участников на основании сравнения возраста, пола или других характеристик. Но что очень важно –

было предложено использовать результаты мгновенного поиска информации в интернете и соцсетях для составления подробного портрета участника ДТП, чтобы на основании этих данных искусственный интеллект мог принимать решение о том, кем жертвовать, а кого спасать.

Скажем, если перед автороботом, в кабине которого находится человек с запятнанной репутацией, на дорогу выбегает передовик производства, то искусственный интеллект должен будет гарантированно направить машину в кювет.

Ещё один результат исследования – отсутствие явного преобладания какой-либо социальной группы в каждом из рассматриваемых вариантов поведения искусственного интеллекта. Ответы всех категорий граждан распределены примерно с одной степенью равномерности (в пределах погрешности 10%). Наибольшая дисперсия наблюдается лишь в случаях, когда перед автороботом внезапно появляется собака. Её «жалеет» на 13% больше женщин, чем мужчин.

Любопытно, что совершать наиболее отчаянные поступки в критических ситуациях рекомендуют искусственному интеллекту женщины в возрасте от 31 до 50 лет, имеющие высшее образование. Так, эта категория предпочитает съезд в кювет разрешённой правилами дорожного движения (ПДД) возможности объехать выбежавшую на дорогу собаку (их доля составила порядка 8% всех женщин, участвовавших в исследовании).

Меньше других категорий участников рекомендовали автороботу нарушать ПДД пенсионеры. Среди них не оказалось ни одного, кто предложил беспилотнику пересечь двойную сплошную линию разметки в ситуации, показанной на рисунке 2.

Почти поровну разделились мнения респондентов (55% – задавить собаку и 40% – затормозить) в случае, когда можно затормозить и ценою значительных повреждений автомобиля сохранить жизнь собаке (см. рисунок 2).

Авторобот
Рисунок 2

«Мы предполагаем использовать полученные в ходе исследования результаты для подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля как во время испытаний, так и, впоследствии, на дорогах общего пользования», – прокомментривала итоги опроса президент Cognitive Technologies Ольга Ускова.

Обсуждение

Новости

В человеческой слюне найдена новая форма жизни

Марсианская почва пригодна для выращивания земных овощей

Шимпанзе знают секрет крепкого сна

На Марсе обнаружен земной минерал

Люди не способны обойтись без телефона ни минуты

У человека тоже есть встроенный «биокомпас»

Кстати,
на
52%
сократились...
Конференция IPS-21