Экологический кризис на Байкале продолжается

Байкалу грозит экологическая катастрофа, сообщает издание «Наука из первых рук». По словам ученых Лимнологического института РАН  и Байкальского музея ИНЦ СО РАН в водах Байкала обнаружены беспрецедентные загрязнения водорослями и цианобакериями, которые свидетельствует о непредсказуемой перестройке уникальной биосферы озера.

Осенью 2015 г. сотрудники иркутского Лимнологического института РАН  и Байкальского музея ИНЦ СО РАН обнаружили в пробах байкальской воды, взятых у самого берега, необычные «шарики» темно-бордового цвета диаметром 0,5—1,5 см, состоящие из радиально расходящихся нитей. Лабораторные исследования показали, что эти образования представляют собой агрегаты из огромного количества нитей цианобактерий с включением нитчатых (спирогира) и диатомовых водорослей.

Как известно, цианобактерии или сине-зеленые водоросли вызывают такое неприятное явление, как «цветение» воды.

Все эти виды водорослей, обнаруженные в Лиственничном заливе, встречаются на Байкале на глубинах до 20—35 м в составе обычной байкальской донной флоры, однако формирование подобных структур не было зафиксировано за всю историю научных наблюдений. Вероятно, эти свободноплавающие сферические колонии образовались под действием волн из фрагментов, оторванных от огромных скоплений водорослевой биомассы на дне залива.

Первые признаки надвигающегося ЧП были замечены местными жителями и учеными еще в 2010 году, когда гниющие груды водорослей стали появляться на некогда чистых байкальских пляжах. Вслед за этим последовала массовая гибель брюхоногих моллюсков и уникальных байкальских губок, которые не только придают неповторимый вид подводным пейзажам Байкала, но и во многом обеспечивают легендарную чистоту его воды.

В 2013—2014 гг ученые провели пять экспедиций, исследовав Байкал практически по всему периметру и собрать более тысячи проб грунта, воды, водных растений и животных. Результаты оказались неутешительными: негативные явления затронули экосистему прибрежной зоны в масштабах всего озера. Массовое «цветение» спирогиры наряду с результатами гидрохимического анализа сточных вод, попадающих в притоки Байкала, однозначно свидетельствуют о скрытном, длительном и крупномасштабном поступлении в озеро биогенных элементов, таких как азот и фосфор. Наиболее вероятная причина этого явления – многолетний сброс в Байкал недостаточно очищенных либо вовсе не очищенных сточных вод, в том числе фекальных из ближайших поселков и курсирующих по озеру судов.

Новые находки свидетельствуют не только о том, что в байкальских глубинах идет невидимая для глаз и непредсказуемая по последствиям перестройка донных сообществ, но что вызванный антропогенным загрязнением кризис в экосистеме величайшего пресноводного озера планеты далек от своего завершения.

Злоупотребление алкоголем в подростковом возрасте нарушает развитие мозга