Ученые объявили о прорыве в исследовании шизофрении

Группе исследователей из США удалось найти у шизофреников вариант гена, однозначно связанный с развитием этого сложного психического заболевания, сообщает журнал Nature.

За всю историю развития науки учеными собрано уже немало данных о биологических корнях шизофрении — роли генных мутаций, иммунной системы и микробиома в развитии болезни. Теперь ученые полагают, что найден ген, действие которого объясняет все эти явления.

В поисках генных мутаций с сильнейшей связью с шизофренией генетики и психиатры исследовали огромную базу данных из 65 тысячам человек, проживающих в 30 странах. Одним из кандидатов был вариант гена C4.

Известно, что этот ген отвечает за выработку белка, отмечающего патогенные микроорганизмы для дальнейшего уничтожения их иммунной системой. Однако C4 также применяется в синаптическом прунинге — удалении избыточных связей в мозге для усиления наиболее часто используемых «путей». Происходит прунинг во время полового созревания.

Эксперименты на мышах показали, что усиленная экспрессия C4 дает более интенсивное «подстригание» синапсов. Именно это, считают ученые, повышает вероятность развития шизофрении. Отмечается, что симптомы шизофрении начинают проявляться в подростковом возрасте. Новую гипотезу подтверждает и факт относительно небольшого количества синапсов в коре головного мозга у взрослых пациентов. Вероятно, аномальная экспрессия C4 влияет и на иммунную систему, страдающих от шизофрении.

Новое открытие дало медикам надежду создать более эффективное лекарство для лечения и даже профилактики шизофрении (путем предотвращения излишнего синаптического прунинга). Современные препараты в основном нацелены на купирование симптомов болезни — бреда и галлюцинаций.

Уровень кислорода в атмосфере упал на 0,7% за последний миллион лет