Сегодня исполняется 30 лет с момента катастрофы американского космического корабля "Челленджер"

Космический «челнок» был построен в 1982 году, в рамках программы "Space shuttle". Первый полет "Челленджера" состоялся 4 апреля 1983, а последний - 28 января 1986 должен – должен был стать десятым. Команде предстояло вывести на орбиту спутник связи и научный зонд для наблюдения за кометой Галлея. Также планировалось провести серию научных экспериментов в космосе.

Экипаж состоял  из 7 астронавтов и школьной учительницы - Шарон Кристи Маколифф - это был ее первый полет в космос. Планировалось, что она проведет несколько уроков с орбиты в прямом эфире.

Накануне старта специалисты NASA были обеспокоены обледенением шаттла. Это могло привести к нарушению герметичности уплотнителей, которыми отделены секции твердотопливного ускорителя. Старт был задержан на несколько часов, но не отложен, так как перед этим он откладывался 3 раза.

"Челленджер" взорвался на 73 секунде полета. Катастрофу наблюдали люди со всего мира в прямом эфире.

Последующий анализ видеозаписи и телеметрических данных показал, что произошел срыв нижнего крепления твердотопливного ускорителя (струя серого дыма, бьющая из кормового стыка правого ускорителя была замечена сразу же после старта). На 57 секунде полета в этом месте был замечен огонь, камеры зафиксировали, как ветер сдувал его на обшивку внешнего топливного бака и  крепление ускорителя. В итоге топливный бак взорвался.

В это время "Челленджер" проходил зону максимального аэродинамического давления. Из-за перегрузок он распался на несколько крупных частей. Все они, включая носовую часть фюзеляжа, где находились астронавты, упали в Атлантический океан и были позже извлечены.

Выяснилось, что некоторые члены экипажа пережили разрушение и были в сознании благодаря персональным приборам подачи воздуха. Однако они отказали во время разгерметизации кабины. В результате - выжившие потеряли сознание. Астронавты не могли пережить удара жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 километров в час, когда перегрузка достигла 200 g.

Комиссия, расследовавшая катастрофу, назвала основной причиной трагедии неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя. При расследовании было обнаружено еще несколько проблем, которые могли привести к неприятностям, поэтому остальные шаттлы были доработаны. Было создано новое соединение сегментов ускорителя с тремя уплотняющими кольцами и более эффективным креплением.

Трагедия привела к прекращению полетов шаттлов на 2,5 года.

День в истории: 24 августа