На российском сегменте МКС вновь появится оранжерея

Институт медико-биологических проблем РАН (ИМБП РАН) завершает работы по созданию нового поколения оранжерейного устройства «Лада-2» для продолжения исследований высших растений на борту российского сегмента МКС. Научная аппаратура готовится к испытаниям, после чего будет решаться вопрос о включении эксперимента «Растения» в научную программу полета российских космонавтов. Планируется, что новая оранжерея будет доставлена на станцию уже в конце 2016 – в начале 2017 года.

Это далеко не первый опыт советских и российских космонавтов по выращиванию растений в космосе. Первые исследования о влиянии микрогравитации на растения проводились еще в 1960 году – на космическом корабле вместе с собаками Белкой и Стрелкой были семена некоторых сельскохозяйственных и декоративных растений.

Присутствие на космическом корабле человека вывело исследования на новый качественный уровень. Эксперименты с высшими растениями проводились на борту всех отечественных орбитальных станций. Уже в 1979 году на станции «Салют-6» появились первые «космические» цветы – за 30 суток ростки из луковиц тюльпанов выросли до 50 см и достигли стадии бутонизации.

Наиболее интенсивно исследования роста и развития высших растений в условиях космического полета проводились на борту орбитального комплекса «Мир», где была создана первая в мире автоматическая оранжерея «Свет» (ранее оранжереи серий «Малахит», «Лютик», «Оазис», «Фитон» и др. не были автоматическими). Оранжерея «Свет» создавалась по программе Интеркосмос вместе с учеными из Болгарии. С 1990 по 2000 гг. российские космонавты провели 6 экспериментов по выращиванию салата и других салатных культур, а также редиса и пшеницы.

Этот опыт позволил ученым ИМБП РАН в кратчайшие сроки разработать и создать оранжерею «Лада» для экспериментов с высшими растениями на борту российского сегмента МКС.

С 2002 по 2011 год в оранжерее «Лада» российские космонавты провели 17 экспериментов с растениями гороха, пшеницы, ячменя, редиса и салатных культур. Один из самых значимых результатов - получение 4-х последовательных поколений гороха. Впервые в мире было доказано, что растения могут долго, время, сопоставимое с длительностью марсианской экспедиции, выращиваться в условиях космического полета без потери репродуктивных функций и при этом формировать жизнеспособные семена.

А в конце 2014 года космонавт Елена Серова провела собственный эксперимент – решила прорастить в условиях невесомости косточки от яблок. Несмотря на отсутствие оранжереи, только благодаря солнечному свету и влажной марле в космосе впервые появился росток яблони. «Так что и на Марсе будут яблони цвести», - полушутя прокомментировала Елена.

В человеческой слюне найдена новая форма жизни