Наука и технологии России

Вход Регистрация

Игра на опережение

В недалёком будущем беспилотный автотранспорт изменит привычную жизнь, как и подходы к организации и ведению бизнеса. Сможет ли Россия успешно конкурировать с мировыми гигантами автопрома и ИТ-компаниями, ведущими исследования и разработки в этой области? Сможет, считают участники круглого стола, организованного в рамках заседания Международного научного совета НИТУ «МИСиС». В России уже началось создание новых высокотехнологичных отраслей промышленности – отрасли беспилотных транспортных средств и отрасли интеллектуальной дорожной инфраструктуры.

С чего всё начиналось

Два с лишним года назад ПАО «КАМАЗ» совместно с российскими компаниями «Когнитивные технологии» и ОАО «ВИСТ Групп» приступил к разработке беспилотного автомобиля. К проекту подключился и НИТУ «МИСиС», чьи разработки программного комплекса активной безопасности грузового автотранспорта на базе технологий стереоптического компьютерного зрения и анализа дорожной среды были поддержаны ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

Летом этого года на трассе закрытого полигона под Москвой прошли испытания прототипа беспилотника. Беспилотник, по словам разработчиков, станет самостоятельным участником движения – он будет «видеть» выбоины и ямы на дороге, пешеходов и другой транспорт, отслеживать дорожные объекты и препятствия.

Такой грузовик сможет анализировать сигналы светофоров и дорожные знаки, двигаться при отсутствии разметки в черте города, а также в условиях бездорожья. И даже принимать решение о маршруте движения.

Перспективная инициатива поддержана государством

Благодаря имеющимся наработкам производителя и инновационных компаний, в рамках формирования Национальной технологической инициативы была предложена дорожная карта AutoNet (распределённая сеть автотранспорта без водителя). Она признана наиболее проработанной, уже одобрена межведомственной рабочей группой президентского Совета по модернизации экономики и 12 октября будет утверждаться на заседании президиума Совета. В реализации дорожной карты участвует 51 организация.

«Дорожная карта AutoNet – это комплекс инициатив, направленных на развитие двух ключевых высокотехнологичных отраслей промышленности, необходимых для полноценного перехода к беспилотному движению автотранспорта по дорогам общего пользования: отрасли беспилотных транспортных средств и отрасли интеллектуальной дорожной инфраструктуры, – сказал Антон Назаркин, вице-президент группы компаний «Когнитивные технологии». – Уже сегодня существуют безусловные лидеры зарождающихся новых отраслей: ПАО «КАМАЗ», как консолидатор основных компетенций новой отрасли и основной двигатель процесса. Есть компания «Когнитивные технологии», которая разрабатывает программно-аппаратный комплекс обеспечения движения автомобиля в беспилотном (автономном) режиме. Есть Фонд «Сколково», подтягивающий молодые инновационные коллективы к этим разработкам для выстраивания инновационной экосистемы малых предприятий-партнеров проекта. Есть ГК «АВТОДОР», которая уже сегодня успешно реализует долгосрочные инвестиционные проекты и концессионные соглашения по строительству и эксплуатации высокоскоростных дорог с базовыми элементами интеллектуальной дорожной инфраструктуры, и рассматривает беспилотный автотранспорт, как основного участника движения по автомагистралям в недалеком будущем. Синхронизация действий всех участников проекта, каждый из которых занимается своим делом, и позволит нам выйти на общий результат».

Для повышения инженерных компетенций в рамках реализации AutoNet, как и других дорожных карт Национальной технологической инициативы, первостепенное значение имеет подготовка кадров. По словам Александра Якубова, руководителя проекта по созданию НТИ Агентства стратегических инициатив, в университетах уже формируются новые образовательные программы. В том числе и в НИТУ «МИСиС», где начали готовить специалистов для этого перспективного направления. Для этого компания «Когнитивные технологии» создала совместно с университетом Центр умных автоматизированных систем.

Запуск беспилотного грузовика КАМАЗ в серийное производство намечен на 2018 год. Таким образом, к ноябрю этого года, когда, согласно требованиям Европейской экономической комиссии ООН, на новых моделях грузового автотранспорта должны быть установлены две системы: система удержания в полосе движения и система автоматического экстренного торможения, программно-аппаратный комплекс отечественного производства с максимальной степенью локализации уже будет размещён на новой модели грузовика.

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 7

Обсуждение