Студенты УрФУ нашли материал для диссертации в пещере

Участники комплексной экспедиции Института экологии растений и животных (ИЭРиЖ) Уральского отделения Российской академии наук и Института истории языка и литературы УНЦ РАН в пещере Иманай на Южном Урале обнаружили массовое скопление костей гигантских хищников эпохи последнего оледенения: пещерных львов и медведей, а также кости других животных и палеолитические орудия. Помимо сотрудников научных институтов в экспедиции принимали участие студенты Уральского федерального университета.

Для Дарьи Топорковой, магистра УрФУ направления «Экология» биологического факультета Института естественных наук (ИЕН), это вторая научная экспедиция. По мнению девушки, каждый увлеченный молодой ученый должен использовать любую возможность общаться и работать с людьми, которые уже добились многого в науке, и являются профессионалами в своей области.

«Для «полевика» экспедиции — это не только возможность поучаствовать в сборе уникального материала и обучиться чему-то новому, но и увидеть красивейшие места», — уверена девушка.

Возможность быть причастным к палеонтологическому открытию студенты компенсировали рутинным трудом. Женская часть экспедиции была задействована на промывке концентрата, выносимого из пещеры на поверхность. Работы велись в любую погоду, практически целый день. Но результат стоил того.

«Это непередаваемое чувство — своими руками выкапывать, промывать и рассматривать останки древнейших млекопитающих. Вместе с восторгом очень быстро приходит чувство ответственности за каждый мельчайший осколок, понимание того, насколько важно еще при раскопках проявлять аккуратность и внимательность, ведь от этого зависит многое в последующей работе с материалом», — призналась Дарья.

Бакалаврская квалификационная работа Дарьи Топорковой была связана с изучением морфологии современных мелких млекопитающих. Теперь у нее появилась возможность заняться палеозоологией, и, вероятно, тема ее магистерской диссертации будет связана с останками древних грызунов, также найденными в пещере Иманай в ходе экспедиции.

По мнению ученых ИЭРиЖ УрО РАН, на сегодняшний день Иманай является самой богатой на Урале и в мире пещерой по количеству совместно залегающих костей пещерного льва. Но и более мелкие животные, оставшиеся в глубине пещеры десятки лет назад, станут предметом научного поиска. И, может быть, древние грызуны смогут поднять молодого ученого на заметную высоту.

Справка:

Уральский федеральный университет — крупнейший федеральный университет России, созданный на базе старейших университетов Урала — УГТУ-УПИ и УрГУ. За 90-летнюю историю было подготовлено более 300 тысяч выпускников. Университет занимает ведущие позиции не только на Урале, но и в России. Ни один отечественный вуз не предлагает такого количества направлений подготовки для абитуриентов. По количеству поданных в 2013 году заявлений от абитуриентов (20020) УрФУ установил рекорд. Также Уральский федеральный является первым среди всех вузов России по количеству студентов.