Беспилотник на водородных топливных элементах создан в России

На международном авиакосмическом салоне МАКС-2015 в Жуковском Объединённая авиастроительная корпорация, Институт проблем химической физики РАН и Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова представили образцы беспилотных летательных аппаратов, работающих на инновационных водородно-воздушных топливных элементах.

Беспилотник Фото: Объединённая авиастроительная корпорация

Летом 2015 года ученые Лаборатории ионики твердого тела Института проблем химической физики РАН провели серию испытательных полётов беспилотников, оснащенных энергоустановкой на водородно-воздушных топливных элементах. Полеты показали, что по ряду параметров отечественные топливные элементы уникальны или превосходят лучшие мировые образцы.

«Данные топливные элементы позволяют беспилотникам находиться в воздухе около сорока часов, они надежны и могут работать в суровых российских погодных условиях, а в ближайшем будущем станут пригодны для использования в условиях Крайнего Севера. Сфера применения водородных топливных элементов очень широка – от энергетики до автомобилестроения. Но именно на беспилотниках наглядно удалось продемонстрировать практическую ценность разработок наших ученых», – отметил вице-президент РАН, директор Института проблем химической физики РАН академик Сергей Алдошин.

«Процесс создания бортовой энергетической установки для перспективных летательных аппаратов, в том числе маршевой силовой установки, на основе высокоэффективных нетрадиционных источников энергии требует решения сложнейших проблем – научных, конструкторских, технологических, материаловедческих, – относящихся к компетенции многих ОКБ, отраслевых и академических институтов. Наш институт как головной научный центр, отвечающий за высокий научно-технический уровень разработок маршевых и вспомогательных авиационных энергоустановок, вместе с коллегами-самолетчиками из ОАК и ЦАГИ, с учеными РАН продолжает поиск перспективных решений», – подчеркнул заместитель генерального директора – научный руководитель ЦИАМ Александр Ланшин.

Современные беспилотные летательные аппараты, или БЛА в большинстве своем используют либо бензиновые двигатели, что предполагает шум, помехи, вибрацию, повышенную пожароопасность, либо электродвигатели, питающиеся от аккумуляторных батарей. Моторы на электричестве лишены недостатков двигателя внутреннего сгорания, но имеют существенные объективные ограничения по времени полета из-за значительной массы и невысокой энергоемкости аккумуляторов. Водородно-воздушные топливные элементы, снабжающие двигатель электроэнергией, позволяют объединить достоинства обоих типов БЛА, утверждают разработчики.