Наука и технологии России

Вход Регистрация

Экологи-мажоры, или Как быть в зелёном тренде

Экологические проекты по определению малоперспективные, это сплошные ограничения и запреты. Они, как правило, не окупаются и интересуют либо людей «не от мира сего», либо правительства и крупные корпорации, которые пытаются заслужить симпатию общественности. С этим тезисом в корне не согласны участники международной летней школы «Зелёный» университет: экологические инновации для устойчивого развития вуза», прошедшей в МГУ имени М.В. Ломоносова уже в третий раз.

«К экологии у нас в стране неоднозначное отношение, это правда, – рассказал организатор Школы, директор по развитию Центра биоэкономики и эко-инноваций экономического факультета МГУ, к.э.н. Пётр Кирюшин. – Меня, помню, на пятом курсе поразил замечательный доклад Андрея Владимировича Стеценко, сотрудника кафедры экономики природопользования нашего факультета об инвестиционных проектах в сфере киотских лесов. Это проект по высаживанию деревьев по периметру сельскохозяйственных площадей. Благодаря этим лесам уменьшается эрозия почв и таким образом увеличивается урожайность посевов, при этом деревья поглощают парниковые газы, квоту на которые можно продать другой стране и получить за это деньги. Я подумал, как здорово! Можно и деньги заработать, и полезное для людей и природы дело сделать!

Пётр_Кирюшин Пётр Кирюшин: «Зелёная экономика начинается с людей»

Один из самых больших вызовов в нашем обществе – это создать именно такой имидж экологии, это и позитивно, и выгодно экономически, и перспективно с точки зрения социального статуса».

А где лучше создавать имидж какой-то деятельности, как не в университетах, которые по праву считаются кузницами элиты во всём мире? «Когда выпускники, участвовавшие в экологических проектах, займут высокие должности и создадут свои компании, они вспомнят о своей деятельности и станут создавать зелёные офисы, вводить sustainable financing и так далее, – отметил Кирюшин. – С этого начинается зелёная экономика – с людей».

В работе третьей международной летней школы приняли участие более шестидесяти человек, студентов, преподавателей, сотрудников фирм и общественных организаций от Владивостока до Калифорнии. Были представители Пермского национального исследовательского технического университета, СПБГУ, Калужского государственного университета, Оксфорда и ряда других российских и зарубежных вузов. Их внимание было сфокусировано на проблемах развития экологических инициатив в университетах. Ведь именно там собраны энергичные и «неиспорченные системой» студенты, преподаватели, обладающие опытом, но при этом открытые новому, и энергичные выпускники, у которых уже есть определённые профессиональные навыки и связи. Эта триада – студенты, преподаватели, выпускники, – по мнению Кирюшина, послужит отличным мотором для запуска экологических проектов, если их правильно «упаковать».

Летняя_школа_МГУ На Летней школе собралось более шестидесяти участников из разных стран

Цель этой летней школы была достаточно узкой – создание плана развития «зелёных» инициатив в одном вузе, в МГУ. «Мы поняли, что распыляться нельзя. Лучше сфокусироваться на одном университете. Положительный пример одного вуза даст сильный импульс к «озеленению» других», – подчеркнул Кирюшин.

В МГУ существует успешная практика проведения различных надфакультетских проектов, в их числе межфакультетские магистерские программы, межфакультетские курсы, бизнес-инкубатор и так далее. Экономический факультет активно участвует в этих инициативах, свой вклад он намерен внести и в распространении «зелёных» инициатив.

«Сейчас общий тренд такой, чтобы университеты становились не только научными и образовательными центрами, но и чтобы была связь с практикой, чтобы инновационные проекты, зарождающиеся в вузе, претворялись в жизнь. А такие проекты сегодня, как правило, рождаются на стыке различных наук. Поэтому мы, как экономисты, помогаем развивать такие проекты на всех уровнях от бакалавриата до деятельности научных коллективов, – пояснила заместитель декана Экономического факультета по межфакультетскому взаимодействию и инновационной деятельности Наталья Иващенко. – Экономисты могут помочь реализовать бизнес-процессы, будь то проект в области биологии, химии или экологии».

С чего начать?

Отношение к проектам, связанным с охраной окружающей среды, сильно разнится у разных народов. Особенно это заметно в мультикультурной среде. Об этом рассказал Логан Стренчок, менеджер по охране окружающей среды и устойчивому развитию Центрально-Европейского университета,. По его словам, студенты из Азии, особенно из Китая, в первую очередь думают о том, что должно сделать правительство для улучшения экологической обстановки стране. А вот российские студенты «очень технократичны», пытаются решить практически любую проблему с помощью сложных технологий: «Если мы говорим о переработке мусора, они предлагают сделать сортировочную машину, если о правильном питании – датчики и кулинарные приспособления вроде мультиварок», – пояснил Логан. При этом в рамках университета первый главный принцип «зелёных» проектов – начни с себя.

«Начинали с себя» и в нашей стране, напомнил Пётр Кирюшин. Чего стоят дружины охраны природы, появившиеся 1960х годах на базе вузов, в том числе и в Московском Университете. Тогда быть участником такого рода объединений было модно, даже престижно. «В 1990е годы в России на самом деле была очень продвинутая экологическая политика, и вузы и экологические объединения при вузах сыграли важную роль в её формировании – сказал Кирюшин. – Вообще тогда экологи были мажорами». Но в какой-то момент проблемы экономического роста окончательно встали на первый план, и экологи «ушли в подполье».

По мнению организаторов летней школы, возрождать масштабное зелёное движение в России надо там же, где оно появилось – в университетах, используя как советский опыт, так и новые заделы зарубежных коллег.

Приманка для студента

Главным драйвером университетских движений, конечно же, должны быть студенты. Но как правильно их организовать?

«Я считаю, что сейчас не хватает правильного выхода молодёжной энергии. Соответственно, зелёные университеты могут предоставить возможности для такого организованного движения, как экокомсомол – заявил Пётр Кирюшин. – А в прошлом году, когда я преподавал в Севастопольском филиале МГУ, у меня даже родилась концепция экологического патриотизма. Сегодня под патриотизмом понимают необходимость защищать Родину от внешних угроз. А экологический патриотизм подразумевает, что Родину надо не только охранять от врагов, но и делать лучше изнутри. Это могло бы быть точкой опоры для позиционирования зелёного движения на государственном уровне».

Логан_Стренчок
Логан Стренчок: «Главное, чтобы было весело»

«По своему опыту могу сказать, что студентам для организации нужно совсем немного. Администрация университета или факультета должна дать им возможность зарегистрировать клуб, предоставить помещение и, возможно, минимальное финансирование на распространения информации о клубе и, условно говоря, чай с печеньками. А дальше их трогать не надо. Дети сами найдут правильные решения», – поделилась своей точкой зрения участница Школы, преподавательница экономики в калифорнийском Foothill College Юлия Юкина.

«Главное, чтобы было весело, – уверен Логан Стренчок. – Если вы рассказываете об экологическом транспорте, проведите мастер-класс по починке велосипеда, если про здоровую пищу – устройте кулинарное шоу, где могут принять участие все желающие.

Ещё один секрет успеха привлечения студентов к экопрограммам в том, чтобы они смогли потрогать плоды своей деятельности. Устройте палисадник на крыше вуза и выращивайте там овощи и фрукты.

Еда нужна каждому, а вот концепция сбережения энергии или раздельного сбора мусора – это что-то далёкое, к этому человек должен прийти постепенно и самостоятельно».

Масштабное привлечение и эко просвещение студентов уже ведётся благодаря инициативе Центра биоэкономики и эко-инноваций, в рамках ВузЭкоФеста. В 2015 году он состоялся при поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, а его площадки располагались в десяти столичных вузах. В программе были фильмы по экологической тематике, различные мастер-классы, был организован сбор второсырья.

Выгода для вуза

В отдельных российских вузах экопроекты уже развиваются. Во многом это стало возможным благодаря тому, что активисты показали администрации университета, насколько это выгодно. Так, Пермский политех участвует в программе Минобрнауки России по повышению энергоэффективности, регулярно проводит сбор второсырья и организовывает лекции по экологической тематике, рассказала доцент кафедры "Охрана окружающей среды" и координатор программы «Зеленый Политех», к.техн.н. Ирина Ташкинова.

В свою очередь Дарья Синишин, инженер-эколог из СПбГУ поделилась расчётами, согласно которым

благодаря проведённым в вузе мероприятиям по раздельному сбору отходов и их дальнейшей переработке университету удалось сэкономить более миллиона рублей за полгода, снизить на 19% объемы вывозимых на полигон отходов, и «спасти» 110 000 м2 земли от загрязнения, 500 деревьев от вырубки.

Летняя_школа_МГУ Для обсуждения проектов участники разделились по группам интересов

Вооружившись такими внушительными цифрами, участники с энтузиазмом занялись разработкой собственных проектов.

По итогам двухдневной работы школы участники представили своё видение развития таких направлений экологической деятельности в МГУ, как развитие велотранспорта, раздельный сбор отходов и создание «экологического лидерства». На этом участники не остановились. Предложения будут корректироваться и развиваться на встречах рабочих групп, первая из которых уже состоялась. Итоговые концепции организаторы обещают донести до ректора вуза Виктора Садовничего, который уже высказал свою заинтересованность в развитии «зелёного» движения.

РЕЙТИНГ

4.30
голосов: 10

Обсуждение