Наука и технологии России

Вход Регистрация

Особые среди равных

Права на получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов впервые зафиксированы в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Комплекс мер, направленный на обеспечение этих прав в системе общего образования, обсуждался накануне на заседании коллегии Минобрнауки России. По словам Министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, при этом «не нужно упускать из вида, что нашей целью является формирование вертикали преемственности помощи таким детям – от ранней помощи в дошкольном возрасте до профессионального образования и последующей социализации».

Для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью создаются специальные условия. Выбор формы образования и типа образовательной организации определяется рекомендациями коллегиального органа – психолого-медико-педагогической комиссии, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребёнка, разумеется, при участии его родителей. Одним детям больше подходит инклюзивное образование, другим – коррекционное.

По информации директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Евгения Сильянова,

в образовательных организациях России на начало 2013/2014 учебного года обучалось 467176 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них 110192 ребёнка обучались в коррекционных классах при школах и 146790 детей – в общеобразовательных классах (55%), а 210194 ребёнка – по адаптированным основным образовательным программам в специальных (коррекционных) школах.

Таким образом, «баланс создания условий для обеспечения качественного образования детей несколько сместился в сторону инклюзивного образования – интегрированного обучения в отдельных классах в общеобразовательных школах», отметил Евгений Сильянов. Это, по его словам, стало возможным благодаря поэтапному созданию в субъектах Российской Федерации, в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011–2015 годы, сети базовых инклюзивных образовательных организаций. За 2011–2013 годы создано 3345 школ с универсальной безбарьерной средой, которые «оснащаются специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием». К концу 2014 года должно появиться ещё 2600 школ, а на 2015 год запланировано открытие 3150 подобных учреждений.

Наряду с этим Минобрнауки России совместно с регионами развивает дистанционное образование детей-инвалидов, которым охвачено порядка 24 тысяч человек, отметил директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей.

Также Евгений Сильянов сообщил, что за 10 лет закрылось 280 специальных (коррекционных) школ для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Это объясняется невозможностью обеспечить содержание таких образовательных учреждений или исполнение предписаний контрольно-надзорных органов, а также сокращением обучающихся детей. Однако потребность в коррекционных школах остаётся.

Минобрнауки завершает разработку федеральных государственных образовательных стандартов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, апробация которых завершится в конце 2015 года. На их основе предполагается создать четыре варианта образовательных программ. Но для внедрения этих стандартов, которое намечено на 2016 год, предстоит решить кадровую проблему – на сегодняшний день, по словам Евгения Сильянова, не хватает педагогов-психологов, учителей-дефектологов и логопедов, сурдо-педагогов и социальных педагогов.

РЕЙТИНГ

3.00
голосов: 1

Обсуждение