Наука и технологии России

Вход Регистрация

Экзамен по требованию

Минобрнауки России подготовило новый проект приказа об изменении в 2014 году перечня вступительных экзаменов в вузах. Помимо двух обязательных предметов университетам предоставляют право выбрать третий из списка предложенных по той или иной специальности, а главное ввести четвёртый – по иностранному языку. STRF.ru выяснил у руководителей российских вузов, собираются ли они воспользоваться новыми возможностями или будут придерживаться правил прошлого года.

По словам директора департамента информационной и региональной политики Минобрнауки Анны Усачевой, с учетом того, что поступающие уже начали готовиться к вступительным экзаменам, министерство рекомендует вузам выбирать тот же экзамен, что и в прошлом году, чтобы не дезориентировать абитуриентов.

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ:

Ирина_Абанкина

– Ежегодно Министерство образования и науки РФ устанавливает перечень вступительных экзаменов по группам специальностей. Раньше это делали к 1 апреля, потом сроки сместились, стали раньше утверждать. Но всё равно это поздно. Школьники должны владеть этой информацией хотя бы за два-три года до окончания школы, например, в 9 классе. В противном случае каждый год вокруг этой темы будет возникать ажиотаж.

Андрей Белоцерковский, ректор Тверского госуниверситета:

Андрей_Белоцерковский

– Я считаю, что абитуриентам не нужно волноваться. Список обязательных экзаменов остаётся прежним. А вот третий экзамен – тут, как правило, предлагается выбор из трёх-четырёх на усмотрение университета. И если у вуза нет желания беспокоить абитуриентов, то он не будет что-то принципиально менять накануне приёмной кампании.

Конечно, главная проблема связана со сроками утверждения приказов, связанных со вступительными экзаменами. В идеале они должны утверждаться хотя бы в октябре, чтобы у абитуриентов была чёткая информация, на какие предметы им ориентироваться при сдаче ЕГЭ.

Выбор предметов для сдачи ЕГЭ в сегодняшних условиях начинается не за несколько месяцев до окончания школы, а за год-два. И получается, что вся школьная программа в 10-11 классе прекращается и начинается подготовка к нескольким ЕГЭ. С этой точки зрения, конечно, абитуриенту хорошо бы знать заранее, что его не ожидает никаких сюрпризов при поступлении в университет.

Я пропагандирую решение, которое помогло бы решить эту проблему раз и навсегда. И это решение очень простое – сделать ЕГЭ всепредметным, чтобы ученики сдавали сдавали экзамены по всем школьным предметам.

И тогда ни у кого не будет возникать проблем, что какой-то вуз утвердил вступительный экзамен по предмету, к которому ты не готовился.

Что касается изменения самого перечня экзаменов, то для этого есть свои резоны. Я готов раскритиковать любой набор экзаменов для каждого конкретного направления. Направление подготовки может быть одно, а реализуемые в том или ином вузе образовательные программы по этому направлению носить разные оттенки. Допустим, возьмём гидрометеорологию – её можно рассматривать с географической стороны, а можно и с физико-математическом. В этом случае у вузов будет отличаться и набор вступительных экзаменов: одним нужна будет география, а другим – физика. Поэтому стремление Министерства предоставить вузам больше свободы вполне понятно и разумно.

Вячеслав Приходько, ректор Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ):

Вячеслав_Приходько

– Мы ничего менять не будем. Дополнительных испытаний для абитуриентов этого года вводить не собираемся. Прямо говоря, ещё и министерство не в полной мере прокомментировало те новации, которое считает сообразным ввести (разъяснения от Министерства науки и образования РФ были получены когда верстался данный материал. Ред). Надо же всё внимательно выслушать, а потом оценить последствия принимаемых решений. Вуз у нас специфический. У нас определённый контингент, устойчиво ориентированный на наши направления подготовки. А устойчивость, на мой взгляд, не может предполагать внесения изменений, которые заставляют людей нервничать.

В январе я встречался с нашими будущими абитуриентами, они очень боятся такого рода новаций. Мы же в свою очередь заинтересованы, чтобы у нас был хороший, серьёзный конкурс. Исходя из этого, провели специальное заседание приёмной комиссии, всё взвесили и приняли решение: чтобы не потерять свой контингент, вносить коррективы в перечень вступительных экзаменов за полгода до того, как откроются двери приёмной комиссии, не будем. В следующем году, конечно, ещё раз этот вопрос обсудим, всё взвесим. Надо очень внимательно прогнозировать, чем обернутся нормативные акты, касающиеся формирования новых условий при зачислении в вуз.

РЕЙТИНГ

2.60
голосов: 5

Обсуждение