Наука и технологии России

Вход Регистрация

Трагедия в школе – результат замотанности взрослых

Трагедия, произошедшая в московской школе №263, оказалась в центре общественного внимания. Специалисты пытаются разобраться в причинах, побудивших десятиклассника устроить стрельбу в учебном заведении, в результате которой погибли учитель географии и полицейский из группы немедленного реагирования. Эксперты говорят о необходимости усиливать психологическое сопровождение в школах и повышать меры безопасности.

Ярость Специалисты пытаются разобраться в причинах, побудивших десятиклассника устроить стрельбу в учебном заведении. Фото: Игнат Соловей. Спектакль «Ярость» театра «На Сиреневом»

 

Галина Шукова, учёный секретарь Психологического института Российской академии образования, кандидат психологических наук:

– Пока невозможно давать какие-либо развёрнутые комментарии. Называется несколько типичных причин, которые могли привести к трагедии. Одна из них – конфликт с учителем и одноклассниками. Есть предположения, что мальчик увлекался компьютерными играми, перепутал реальность с игрой.

Насколько я знаю, в российских школах подобных происшествий ещё не было. А вот то, что происходит, например, в США нам очень подробно рассказывают и показывают. Причём часто все эти истории смакуются журналистами. И вот сидит в России такой обиженный ребёнок, смотрит по телевизору про американского подростка, который пришёл с оружием в школу, чтобы разрешить конфликт, и понимает: значит, из ситуации может быть такой выход. Ему подсказывают решение его проблем. Ответственность средств массовой информации здесь очень велика. Когда они живопишут подобные трагедии, то проводят своего рода ликбез. Может быть, ребёнку и в голову бы не пришло так поступить, а тут ему не только сообщают о случившемся, но и приводят все детали, подробности. Наверняка этот мальчик из 263-й школы тоже от какой-то безысходности взялся за оружие. От какой точно, мы не знаем, но от хорошей жизни оружие у отца не берут и не идут в школу.

В данной ситуации очень важен вопрос психологического сопровождения образования.

В последние два года из московских школ выживаются психологи – это просто ужасно.

Более того, там, где они остаются, их заваливают бумажной работой. У них очень формализованный функционал. И живых детей психологи подчас не успевают не видеть, не разговаривать с ними. Это тоже проблема. Я не знаю, есть ли в школе №263 психолог. Но даже если он там есть, то наверняка один на всю школу, у него огромное количество бумажек.

Не только в образовательной системе, в среднем образовании, в частности – а вообще в нашем государстве идёт очень большой крен в формализацию профессиональных обязанностей. Врачи, учителя, учёные заполняют дикий вал бумажек. Мы отчитываемся чуть ли не каждую секунду. А конкретная, содержательная работа по профилю мало кого интересует. Врачи плачут оттого, что они только и делают, что пишут какие-то отчёты. Учителя пишут отчёты, а не работают с детьми. Они упускают живых людей. Невнимательность и замотанность взрослых – одна из причин подобных трагедий.

Ефим Рачевский, директор центра образования «Царицыно» №548:

– Плохо, что в школах стало меньше психологов. Хотя каждый учитель, получавший образование в пединституте, проходил серьёзный курс психологии и должен обладать навыками и компетентностями в сфере возрастной психологии. А значит, может распознать какую-то критическую ситуацию у того или иного ребёнка. Это входит в обычный набор компетентностей педагогов.

Я думаю, что усиление мер безопасности в школах не способно предотвратить подобные трагедии. Я был в американских школах. Там охранники ходят с пистолетами. Выстроена гораздо более жёсткая система безопасности и охраны, чем в московских школах. И тем не менее, за всю историю существования отечественного образования это первый случай. А в Соединённых Штатах за один год, если я не ошибаюсь, – десять.

Безопасность важна и нужна. Но это не есть универсальное решение. Охранники в российских школах появились после террористических актов в Москве в 1999 году. Раньше охранников не было. Прошло 15 лет. Сначала охрана в Москве содержалась за счёт родителей. Последние 6 лет она содержится за счёт города. Значит, надо дальше совершенствовать эту систему.

РЕЙТИНГ

3.50
голосов: 6

Галереи

Спектакль "Ярость" театра "На Сиреневом"

24 ноября 2010 года в рамках фестиваля "Студенческая Маска-2011" в театре МОСТ состоялся показ спектакля "Ярость" по одноимённому скандальному роману Стивена Кинга, изданному в 1977 году под псевдонимом "Ричард Бахман".

Режиссёр Инна Ваксенбург (театр "На Сиреневом"). В главной роли (Чарли) - Максим Макушев. В спектакле заняты студенты Академии экономики и культуры.

Ученик средней школы маленького американского городка, страдающий от семейных и школьных проблем, и отстранённый от занятий, приносит с собой в школу пистолет, убивает учительницу математики и берёт в заложники свой класс. В ходе действия поднимаются и обсуждаются многие типичные и частные проблемы подростков. Напряжённость действия подчёркивается гипертрофированно яркими костюмами актёров и их замечательной игрой, пластическими номерами, светодинамическими и звуковыми эффектами при минимальном количестве декораций и реквизита.

Стоит отметить что книгу "Ярость" американская полиция почти всегда находит при обысках у подростков, совершивших аналогичные действия в реальности.

103 фото

Обсуждение