Наука и технологии России

Вход Регистрация

Образованию не хватает экспериментов

Российская академия образования (РАО) осталась за рамками большой реформы госакадемий, которая обрушилась этим летом на РАН, РАМН и РАСХН. Её оставили самостоятельной, но потребовали коренных изменений в работе. Первые наброски масштабных преобразований набросала новый президент РАО Людмила Вербицкая на 70-летнем юбилее Академии в Центральном доме учёных.

Людмила_Вербицкая
Людмила Вербицкая возглавляет РАО 1,5 месяца, но уже вникла в основные проблемы Академии. Фото с сайта СПбГУ

Первое – РАО теперь подведомственна Минобрнауки России. Будет проведён анализ деятельности всех 25 академических институтов. Утверждён план совместной работы на ближайшие годы. «Я всего 38 дней как президент, но уже вникла, что в институтах дублируется тематика, – призналась журналистам Людмила Вербицкая. – Все институты очень по-разному организованы – где 5 человек, а где 40–80. Мы уже обсудили с директорами, что, возможно, надо подумать об объединении каких-то институтов, а также о создании новых. В Академии в основном развито психолого-педагогическое направление. А где русский язык? Как будто этим вообще не надо заниматься Академии образования».

РАО теперь будет не только отдельной строкой финансироваться по линии Министерства образования и науки РФ, но и более тесно с ним взаимодействовать. «Я хочу, чтобы Дмитрий Викторович (Ливанов – STRF.ru) вошёл в президиум РАО, а он хочет, чтобы я вошла в коллегию министерства, – сказала Людмила Вербицкая. – Мне кажется, от такого тесного сотрудничества ожидается только хорошее».

Второе – надо повышать значение и статус РАО, которая была создана в тяжелейший для страны 1943-й год. «Важно, чтобы граждане России поняли, что главная академия – это академия образования, – подчеркнула Людмила Вербицкая. – Вопросы педагогического образования – основа основ».

Учёные РАО должны будут принять активное участие в экспертизе школьных учебников. Проблема очень острая. Только по одному предмету – русскому языку их около 80. Кто и как их выбирает – непонятно. Предстоит внести свой вклад и в развитие системы повышения квалификации педагогов, которая, по мнению президента РАО, сегодня разрушена.

Задач много. Через месяц-другой Людмила Вербицкая обещала представить более детальный план работы. Некоторые пожелания высказали высокие гости, пришедшие поздравить Академию с 70-летием.

Дмитрий_Ливанов Дмитрий Ливанов: «У нас сейчас наблюдается большой дефицит экспериментов в педагогике»

«Я сам – результат эксперимента по внедрению развивающего обучения, – признался на церемонии министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. – Окончил школу при Российской академии педагогических наук. Академия всегда была на переднем фронте педагогической науки. У нас сейчас наблюдается большой дефицит экспериментов в педагогике. Мало педагогических достижений, которые были бы апробированы, проверены, описаны, осмысленны и получали бы всё большее распространение в практике. Мы связываем с новым президентом РАО ожидания по повышению роли академии в развитии системы образования и воспитания детей. Мы видим в РАО своего союзника и партнёра в развитии педагогической науки».

«Я всячески поддерживаю эксперименты в образовании и педагогов-экспериментаторов, – поддержала министра Людмила Вербицкая. – Все мои учителя, которых я помню с начальной школы, были удивительными экспериментаторами. У нас в 5 классе работала Алефтина Владимировна, она вбегала перед началом урока в класс и театрально кричала: «Уж замуж невтерпёж». Мы запомнили на всю жизнь, что мягкий знак в этих словах не нужен».

О роли нового президента РАО говорили все гости церемонии. В какой-то момент даже возникало ощущение, что поздравляют не саму Академию, а Людмилу Вербицкую. Председатель комитета по науке Госдумы РФ Валерий Черешнев отметил, что за всю историю российский госакадемий она стала второй женщиной-президентом. Первой была Екатерина Дашкова. В 1783 году она возглавила Российскую академию, которая была основана для создания словаря русского языка. Прошло 58 лет, задача была выполнена, и Николай I объединил эту академию с Санкт-Петербургской императорской академией наук. «Проводя эту параллель, желаю Вам дальних перспективных задач, выполнения одних и постановку других, чтобы сохранить Академию образования, показать её нужность и полезность», – сказал Валерий Черешнев.

РЕЙТИНГ

2.13
голосов: 8

Обсуждение