Наука и технологии России

Вход Регистрация

Эксперты учат вузы жить по-новому

Вузы не поспевают за запросами производства. Им надо в корне меняться. Такой вердикт вынесли эксперты российской высшей школе в РАНХиГС на VIII Международной конференции «Гарантии качества образования».

Александр_Климов Александр Климов разделил все вузы на три группы

Тон задал замминистра образования и науки России Александр Климов, разделивший все вузы на три группы. Первая – псевдовузы, с которыми Минобрнауки будет продолжать борьбу. Вторая – университеты-космонавты, которые должны выбиться в мировые лидеры. И третья – все остальные. Если с первыми и вторыми всё относительно понятно, то какова судьба третьих – остаётся под вопросом. Каким министерство видит типовой университет?

«Нормой должно стать большое количество базовых кафедр в разных организациях – не только на производстве, но и в банках, школах, – сказал замминистра. – Вузам надо активнее развивать сетевые форматы обучения. На уровне опытничества они давно применяются, но до массового внедрения пока не дошли. По нашим оценкам, не менее 20% программ должны реализовываться в сетевом режиме. Необходимо запустить процессы внутренней академической мобильности. Нормой также должно стать признание тех квалификаций, которые студенты получают с помощью электронного дистанционного обучения, с выдачей в дальнейшем дипломов».

Планы министерства эксперты встретили без восторга.

Дмитрий_Песков
Дмитрий Песков скептически относится к госполитике

«Процессы, которые происходят в странах-конкурентах, принципиально отличаются от того, что происходит у нас, – считает Дмитрий Песков, руководитель направления “Молодые профессионалы” Агентства стратегических инициатив (АСИ). – И отмечается кардинальное непонимание этих процессов. Например, в министерстве образования сейчас говорят о важности электронного образования, а в мире об этом начали говорить ещё в 70-х годах прошлого века. В России объявлен переход на компетентностный подход, суть которого – отказ от передачи знаний, умений, навыков и формирование неких компетенций. Ни в одном российском вузе компетенции не используются как модель управления. Никто из них не умеет фиксировать достижения студентов в деятельности».

Состояние системы высшего образования печально, и наблюдается тенденция по его дальнейшему ухудшению, уверен Павел Лукша из Московской школы управления «Сколково»: «Она сильно отстаёт от тех требований, которые задают передовые работодатели в мире. Этот факт нельзя игнорировать, поскольку практически во все отрасли приходят международные компании, и приходят со своими технологиями и совершенно другими бизнес-практиками».

Школа «Сколково» и Агентство стратегических инициатив 1,5 года выполняли совместный проект, чтобы выяснить, какие новые требования будут предъявляться к содержанию подготовки специалистов. В сессиях приняли участие более 2 тысяч человек.

Цикл смены технологий сегодня занимает 3–5 лет. Система образования не поспевает за требованиями отраслей. Во всём мире ведётся работа над форсайт-технологиями. Стоит задача предугадывания того, какие навыки понадобятся на следующем этапе развития экономики. Модель компетенций – не прихоть, а неизбежное требование времени.

В будущем произойдёт переход от профессий к пучкам компетенций, считают эксперты. При этом крайне востребована будет мультидисциплинарность и IT-навыки.

Вузам нужно по-новому научиться выстраивать отношения с работодателями. Их логикой должно быть: не что нужно сейчас, а куда мы идём вместе.

«Вузовские программы по большей части устарели. Нужна большая чистка, – убеждён Павел Лукша. – Ориентация на подготовку только индивидов – индивидуальная траектория – ошибка. В мире так уже не готовят. Там готовят команды. Чтобы развивать инновационную экономику, надо готовить команды с определёнными компетенциями – по организации производства, системной инженерии и т.д. Нам надо осваивать эту практику».

Специалисты АСИ и школы «Сколково» подготовили атлас новых и умирающих профессий (профессий-пенсионеров). Охватили около 20 секторов. В ближайший месяц представят его в интернете. Атлас предназначен для абитуриентов и для вузов, чтобы те ориентировались, куда движется промышленность. В нём 120 новых профессий. Некоторые остро востребованы. Например, энергоаудитор, которых нигде пока не готовят, хотя они очень нужны, чтобы предотвращать потерю энергии в промышленности, в городе и т.п.

«Иногда мы зарываемся в своих проблемах в образовании, и нам не хочется видеть того, что происходит вокруг, – признала проректор РАНХиГС Елена Карпухина. – Мы не сможем перестроиться в одночасье. И не будем делать так, как нам следовало бы. И в этом есть своя сермяжная правда. Это тоже хорошо. Если бы мы быстро ринулись всё менять, то получилось бы как всегда: хотели как лучше».

Исак_Фрумин Исак Фрумин признался, что обсуждение вызвало у него раздражение

«Хорошо, что во время обсуждения мы достигли определённой нервности, – прокомментировал выступления экспертов Исак Фрумин, научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ. – У меня как у преподавателя возникло раздражение. Я веду курс, который нравится студентам. Я давно ничего в нём не менял. И считаю, что это не нужно. В своём институте мы изучаем динамику некоторых университетов и отмечаем совершенно удивительные инновации. В одном из педагогических университетов обнаружили, что в соответствии с новыми тенденциями в качестве базовой книги они выбрали Нила Стивенсона “Алмазный венок”…»

«“Алмазный век”, – поправил Дмитрий Песков. – Мы её считает столько же важной, как Кафку, Достоевского».

«Например, мне “Алмазный век” показался полным трэшем, как говорит молодёжь, – продолжил Исак Фрумин. – Вопрос состоит не в простом переходе, а в столкновении культур. И в этом столкновении совсем не очевидно, что Достоевский победит, да и должен победить».

РЕЙТИНГ

2.25
голосов: 12

Галереи

Заседание международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров с участием Дмитрия Медведева

5 июля 2013 года в Центре международной торговли в Москве состоялось совещание, на котором ректоры 36 вузов представили программы развития своих учебных заведений. В совещании принял участие премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Также на заседании с участием премьера присутствовали министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, представители международного университета «Сколково» и ректоры китайских университетов.

44 фото

Обсуждение