Наука и технологии России

Вход Регистрация

Вузы-образованцы

НИУ «Высшая школа экономики» провёл очередное исследование университетов. Упор сделали на внебюджетных доходах вузов. Результаты представила на семинаре в Вышке директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Свой доклад она назвала «Университеты в региональной экономике: новая конфигурация ресурсов».

Ирина_Абанкина Ирина Абанкина: «Мы пришли к неутешительному выводу, что в основном наши вузы научились зарабатывать только на получении денег от населения»

Специалисты ВШЭ произвели расчёты для вузов Центрального федерального округа. Получились любопытные результаты. В Москве доходы от образовательной деятельности у вузов составляют около 60%, от научной – 20% (не ФЦП, а заказы компаний), от прочей активности, в том числе от аренды, – 17%.

Структура_доходов_вузов

В остальных областях ЦФО положение сильно отличается. Исследователи выделили Белгородскую и Ярославскую области, которые приближаются к лидерам. В первой доход от образования составляет 64%, от науки – почти 17%. Во второй – 76 и 18% соответственно. В остальных регионах главной статьёй вузовских внебюджетных доходов по-прежнему остаются платные образовательные услуги (например, в высших учебных заведениях Калужской области они составляют 97%).

Научная деятельность в вузах крайне слабо поддерживается региональными бюджетами. Причём чем богаче регион, тем в меньшей степени отмечается желание тратиться на науку. Наилучшая ситуация в этом вопросе у технических и технологических вузов, а также у ведущих университетов. Для них доходы от науки ещё что-то значат.

«Мы пришли к неутешительному выводу, что в основном наши вузы научились зарабатывать только на получении денег от населения, – заключила Ирина Абанкина. – В связи с этим мы не можем отнести образование к уникальной отрасли, к отрасли креативных индустрий. Рассматривать вузы как субъекты экономической деятельности невозможно».

Исследователи также посчитали, в каких сферах произошёл приток и отток специалистов с высшим образованием за последние семь лет (2007–2011 годы).

Приток_специалистов

Новые виды деятельности, связанные с недвижимостью, современными способами торговли, новыми технологиями государственного и муниципального управления, сервисной экономикой и т.д., были прекрасно и своевременно обеспечены кадрами с высшим образованием.

«В этой ситуации образование сработало в роли обслуживающей отрасли, – отметила Ирина Абанкина. – Это для нас показалось самым проблемным. При этом сама сфера образования оказалась отраслью, теряющей кадры с высшим образованием. Нам бы хотелось продолжить исследование и выявить те факторы, которые позволят хотя бы некоторым вузам перестать быть обслуживающей отраслью».

«В исследовании мы зафиксировали, что сегодня российские вузы не являются драйверами новой экономики, – продолжил заместитель директора Института развития образования НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский. – Более того, ожидания от них не должны быть сверхъестественными. Исследование показывает, что мы имеем дело с индустриальной моделью развития вузов. Именно индустриализация вела за собой университеты. Есть ли у них какое-то будущее в связи с обсуждаемой идеей реиндустриализации – пока на этот вопрос трудно дать ответ».

Ещё больше вопросов поставил независимый эксперт, прокомментировавший исследование, – начальник Департамента новых инструментов поддержки образования и науки Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Александр Гордеев: «Сегодня тема “вуз – региональная экономика” имеет очень важное значение. Люди живут в конкретных регионах, городах, населённых пунктах. Какая складывается там экономика сейчас и какое у людей будущее – это вопрос в том числе и системы высшего образования. Сейчас везде в мире идёт смена тенденций. Например, там, где раньше был экономически сильный центр и сильный университет, сегодня уже нет такого центра и нет такого университета, хотя в силу инерционности университет мог оставаться ещё какое-то время сильным. Но теперь идёт обратный процесс – некоторые такого рода центры начали восстанавливаться экономически, а вузы за ними не успевают, потому что там развивается уже совсем другая экономическая модель. Все говорят про постиндустриальную экономику, экономику знаний. И это не просто слова: в связи с исчерпанием возможностей индустриального развития креативные отрасли будут расти хотя бы потому, что надо занимать людей, предоставлять им рабочие места. Эти тренды придут и в Россию, и именно региональные вузы могут, должны стать одними из модераторов региональных рынков труда, новых социально-экономических отношений».

В отношении развития региональных вузов у государства пока нет чёткого понимания, сформированной политики, считает г-н Гордеев. Снизу идут попытки консолидироваться. Создаются ассоциации ведущих университетов, федеральных. Но все они в «логике лоббирования предыдущих правил игры». А правила, вслед за изменениями в структуре социально-экономических отношений, скорее всего, будут меняться. Базовые, или опорные региональные вузы сейчас находятся в наиболее тяжёлом, с точки зрения перспектив развития, экономическом положении. Их должно быть достаточно много (не пять и не десять), они должны быть достаточно сильными образовательными центрами (модель массового платного дистанционного обучения менеджменту здесь невозможна), и всё это в условиях низкого спроса на инновации, сложности с кадровым потенциалом и «устаревшей» корпоративной культурой.

И эта проблема формирует повестку для экспертов. Причём вопрос не только в предложении тех или иных механизмов развития региональных образовательных систем, важно и участие в согласовании этих механизмов на публичном уровне – не факт, что все шаги будут безболезненны на начальных стадиях. Здесь, по словам г-на Гордеева, возникают весьма серьёзные вопросы:

  • Насколько нынешняя система федерального управления вузами оптимальна для проведения реформ? Насколько реальна возможность участия регионов и бизнеса в управлении вузами? Достаточно ли положений действующего законодательства для осуществления необходимых изменений?
  • Насколько эффективно существование рыночной по своей сути отрасли в нерыночных условиях?

Простого ответа на эти (и многие другие) вопросы не существует. Но в том, что основные подходы к решению задач развития региональных систем профессионального образования могут быть обозначены в рамках государственной программы, согласны практически все эксперты. Только какую бы хорошую программу они ни написали, если не объяснить людям суть предлагаемых изменений, получится «как всегда». Бег на месте.

РЕЙТИНГ

3.58
голосов: 12

Галереи

Заседание международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров с участием Дмитрия Медведева

5 июля 2013 года в Центре международной торговли в Москве состоялось совещание, на котором ректоры 36 вузов представили программы развития своих учебных заведений. В совещании принял участие премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Также на заседании с участием премьера присутствовали министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, представители международного университета «Сколково» и ректоры китайских университетов.

44 фото

Обсуждение