Наука и технологии России

Вход Регистрация

В чём счастье учителя

Пятёрка финалистов всероссийского конкурса «Учитель года России – 2013» прошла заключительное испытание – участие в круглом столе образовательных политиков. Проводился он в формате блиц-ответов на вопросы, которые задавал главный редактор «Учительской газеты» Пётр Положевец. Конкурсантам предложили высказаться по теме профстандарта педагога – документ скоро будет принят, и хотя в их рассуждениях чувствовались домашние заготовки и, возможно, желание вписаться в «генеральную линию партии» – в обсуждении участвовал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов – некоторые замечания оказались любопытны.

Учитель_года_2013 Финалисты прошли заключительное испытание, после которого определится абсолютный победитель конкурса «Учитель года – 2013»

 

Для затравки главред Учительской привёл результаты двух недавних исследований. Одно показало, что большинство учителей испытывают трудности с определением целей и задач педагогической деятельности. А другое выявило, что одни хотят, а другие не хотят, чтобы была внешняя оценка их труда. При этом и те, и другие жалуются на нехватку свободы. Вопрос – почему так происходит?

«На мой взгляд, педагог – профессия творческая, – последовал ответ от учителя информатики средней школы №29 Мытищи Андрея Сиденко. – Творчество всегда идёт рука об руку со свободой. Свобода должна быть от тех ненужных отчётов, которых сейчас действительно много и которые выходят за рамки образовательного процесса. И в то же время свобода нужна для планирования уроков, выстраивания индивидуальной образовательной траектории учащихся…».

Свобода – явление внутреннее, если есть её ощущение, то педагог справится и с бумажным потоком, и с поступающими из вне новыми задачами, убеждена учитель русского языка и литературы средней школы № 9 города Гуково Ростовской области Светлана Колесниченко.

«Избавление от бессмысленного тотального контроля, мелочной регламентации, громоздких инструкций – это задачи и профессионального стандарта педагога, и в целом нашей образовательной политики», – подчеркнул Дмитрий Ливанов.

Новый профстандарт расширит свободу или ещё больше закрепостит учителя, поинтересовался Пётр Положевец.

«Профстандарт – документ рамочный, а это значит, что в него можно вписаться со своими инициативами», – считает учитель физики томской средней школы № 49 Сергей Колпаков».

Стандарт нужен самому педагогу, он задаёт некий вектор его развития, рассудил Владимир Кильдюшкин, учитель истории и обществознания самарской средней школы №121: «Документ прописывает те требования, которые мы сами должны к себе предъявить. Стандарт – некий минимум, который учитель должен выполнять».

Стандарт не станет для педагогов прокрустовым ложем, уверен учитель истории Тидибской средней школы Шамильского района Республики Дагестан Ахбердило Ахбердилов: «Слабым учителям стандарт позволит подтянуться до уровня сильных, а сильным – дальше развиваться и совершенствоваться».

Дмитрий_Ливанов Дмитрий Ливанов: «Избавление от бессмысленного тотального контроля, мелочной регламентации, громоздких инструкций – это задача и профессионального стандарта педагога, и в целом нашей образовательной политики»

 

Профстандарт устанавливает ориентиры для профессионального развития педагогов, согласился Дмитрий Ливанов. А также он закрепляет те ожидания, которые общество связывают с работой учителя: «Стандарт учитывает многообразную педагогическую практику. Требования к учителю в огромном мегаполисе и в маленьком селе – разные. В монокультурном сообществе одни задачи, в поликультурном – совершенно иные. Я и мои коллеги исходим из того, что нельзя требовать с учителя то, чему его не учили. Поэтому важно, чтобы профстандарт задал ещё и новые ориентиры для высшего педагогического профобразования и системы переподготовки учителей. Стандарт будет вводиться постепенно, по мере готовности учителей. К его апробации мы приглашаем тех, кто к этому готов – отдельные школы, муниципалитеты. Это будет добровольно. И только после этой стадии мы начнём применять стандарт в общей практике».

Оттолкнувшись от высказывания министра образования, Пётр Положевец спросил, что необходимо кардинально изменить в педагогическом образовании.

Андрей Сиденко предложил внедрить своеобразную педагогическую интернатуру, чтобы выпускник вуза уже был «погружён в образовательную среду и понимал, как работает учитель». Сергей Колпаков выступил за организацию стажировок в успешных образовательных учреждениях. По словам Дмитрия Ливанова, в реформе высшего педобразования можно выделить три ключевые позиции. Первая – подготовка учителей к работе в нестандартных условиях, к решению нестандартных педагогических задач. Вторая – усиление практической составляющей в образовании. Третья – обеспечение «множественность входов в педагогическую профессию»: чтобы в школу могли приходить выпускники классических университетов и чтобы у них были равные шансы с выпускниками педвузов.

В конце круглого стола редактор «Учительской газеты» спросил, в чём заключается счастье учителя. Последовали банальные, но всё-таки согревающие душу ответы.

«Счастье учителя – когда на его урок спешат дети, боятся опоздать – и не потому, что учитель строгий, а потому, что боятся пропустить что-то важное, значимое для себя, – сказал Андрей Сиденко. – Счастье учителя – когда ученики не уходят после звонка из класса, остаются и задают всё больше и больше вопросов. И счастье ещё в том, что благодарные родители подходят и просто говорят: «спасибо».

«Когда Андрей Григорьевич говорил о счастье, то коллеги его прекрасно понимают, о чём идёт речь – все мы это испытывали, когда вспоминаешь, мурашки бегут, – продолжил Владимир Кильдюшкин. – Я бы ещё добавил, что счастье учителя – когда твои ученики, окончившие школу, навещают тебя, интересуются твоими делами».

«У человека есть потребность быть кому-то полезным, – сказал Сергей Колпаков. – И две профессии подходят под это в полной мере – учитель и врач. Я как-то разговаривал со знакомым врачом и он мне сказал: тебе везёт, ты общаешься с молодыми, амбициозными, энергичными людьми, а я с теми, которые только жалуются. Тогда я понял, что это и в самом деле счастье. Но испытать его может только настоящий учитель, а не тот, у которого это написано в трудовой книжке».

РЕЙТИНГ

3.00
голосов: 4

Галереи

Торжественная церемония награждения победителей конкурса «Учитель года – 2012» в Кремле, 3 октября 2012 года

3 октября 2012 года в Екатерининском зале Большого Кремлёвского дворца в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей всероссийского конкурса «Учитель года – 2012». В церемонии принял участие Президент России Владимир Путин, который вручил награды и подарки победителям, которых в этом году оказалось двое: учитель русского языка и литературы московского центра образования №1497 Вита Кириченко и учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б. Ольбинского Александр Демахин. Имена чемпионов объявлял председатель жюри, ректор МГУ академик Виктор Садовничий. По окончании торжественной части президент больше часа общался с учителями, которые задавали ему насущные и, порой, неудобные вопросы. На церемонии также присутствовали помощник Президента РФ по вопросам образования и науки Андрей Фурсенко и министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов

34 фото

Обсуждение