Наука и технологии России

Вход Регистрация

Куда плывёт будущее

«Будущее не придёт само, / Если не примем мер. / За жабры его, – комсомол! / За хвост его, – пионер!» – под кричащим заголовком «Выволакивайте будущее!» прямолинейный певец революции и футурист Владимир Маяковский лихо взбодрил тех, кто дорос «до грядущей жизни мощной». Дело было в 1925 году, но непредсказуемое будущее, видимо, опять кануло в воду и снова не ловится на крючок. Поэтому поймать его за хвост и жабры взялись современные «революционеры»: вот уже второй год подряд Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов собирает команду экспертов от бизнеса, науки и образования, чиновников и профессионалов игротехники, студентов и журналистов – чтобы снарядить на недельные поиски России-2025 целый «Форсайт-Флот». Шутка ли, но один из его теплоходов, озадаченный ловлей будущего образования и кадров в водах Ладожского и Онежского озёр, в этом году гордо нёс имя громкого поэта. Как тут не вспомнить песенные строчки из «Приключений капитана Врунгеля»: «Как вы яхту назовёте, так она и…»

Павел_Лукша Павел Лукша: «Мы сможем собирать самих себя как сверхлюдей»

Разошлись, как в море корабли

«Место, где собирается модель страны», – так назвал два теплохода, отчаливших от петербургского порта к берегам Карелии, Павел Лукша, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково». Один спецрейс был посвящён образованию и кадрам, другой – предпринимательству и новым отраслям России. И хотя на обоих судах эксперты пытались игротехническими методами сложить единую картину будущего необъятной родины, сделать это в полной мере едва ли удалось: символические корабли взбивали пену почти так же независимо друг от друга, как независимы «на суше» соответствующие сферы российской жизни – образование и предпринимательство. Лишь изредка «Владимир Маяковский» и «Константин Коротков» сходились в общих точках – например, во время игровых выборов «главного конструктора» России 2025 года.

Игровые_выборы
Игровые выборы «главного конструктора» 2025 года

Образовательное судно «флота» объединило в себе целый список форсайтов – по образованию, детским сервисам, компетенциям, превентивной медицине и даже публичным пространствам и городскому искусству. Все они проводились по методологии Rapid Foresight, разработанной в 2008 году в рамках отечественного движения «Метавер – образование будущего», и для стороннего зрителя выглядели как ежедневные мозговые штурмы, «отягощённые» игровыми практиками – ролевыми и деловыми «Играми в будущее»: с вымышленной валютой «влибль», собственным правительством и образовательными проектами, которые привезли с собой молодые ребята, прошедшие конкурс на участие в «Форсайт-Флоте». Впрочем, Константин Гаранин, основатель краудсорсинговой платформы CityCelebrity, уже под конец путешествия предложил впредь приглашать лидеров без проектов: «Так получатся неожиданные сборки проектов безо всяких предустановок».

Участники образовательных сессий по-разному отнеслись к отправным и конечным точкам форсайта: одни предположили, что для большей эффективности надо было начать с критики прошлогодних дорожных карт, другие говорили о недисциплинированности групповой мысли и необходимости одиночных форматов. Председатель правления Национального детского фонда и руководитель проекта «Смешарики» Анатолий Прохоров и вовсе предложил в будущем провести форсайт секса, но Олег Гринько, председатель совета директоров УК «Сбережения и инвестиции» и мастер китайских чайных церемоний на «Маяковском», заявил, что невозможно рассматривать отдельно образование, детство, превентивную медицину и какие-либо другие сферы жизни человека: «Должно быть дерево форсайтов, в котором нет детей и стариков, а есть личность, стоящая на прочных корнях, – то есть на нашей истории, переосмысленной на три поколения назад».

Рабочие_тетради
Рабочие тетради: взгляд на детство в 2025 году

Образовательный супермаркет, Lego и школа как камера хранения

Один из самых мощных трендов ближайшего будущего, по мнению организаторов плавучего мероприятия, – это процесс глобализации образования, в котором Россия значительно отстаёт, поскольку заимствует у развитых стран во многом уже устаревшие решения. «Все перемены связаны в основном с интернетом – как новой практикой коммуникации между людьми, – рассказал Лукша ещё на вводной сессии ко всем форсайтам. – Интернет и цифровые технологии вообще задают новые модели создания, передачи и оценки знаний и навыков». Экономика давит своей прагматикой, и в этой ситуации неминуема своеобразная образовательная развилка: или вузы будут работать с исключительно узкими специалистами, необходимыми для решения конкретных задач, или же возьмутся за максимально гибких студентов, способных быстро адаптироваться к изменениям в окружающем мире и технологическом укладе. В любом случае – в будущем нас ждут новые форматы подготовки специалистов.

Некоторые практики образования (например, модель «наставник – ученик») возникли, возможно, «ещё в палеолите», как считает Лукша: «Индивидуальная образовательная траектория тоже известна с древних времён, хоть и была доступна лишь небольшому количеству людей».

На современное образование уже влияют информационно-коммуникационные технологии, медицина и фитнес, сфера финансов и инвестиций. При этом с каждым годом всё больше будут цениться не вузовские «корочки» и финансовые ресурсы, а человеческая репутация – вклад в общество, не измеряемый деньгами (то есть волонтёрский сектор, все виды дарения и филантропства).

А кардинально менять ландшафт образования будут, скорее всего, многопользовательские онлайн-курсы, которые по качеству и эффективности педагогики легко могут превзойти то, что дают российскому студенту национальные университеты. Неслучайно русские студенты составляют вторую по многочисленности аудиторию Coursera – известного проекта в сфере онлайн-образования, основанного профессорами Стэнфордского университета. Сегодня Coursera переводит свои курсы на восемь языков мира, среди которых есть русский, а тем временем по её следам движется edX, аналогичный проект Массачусетского технологического института и Гарвардского университета.

«Это не просто отдельные курсы, – пояснил Лукша. – Их уже начинают выстраивать в длинные образовательные цепочки и дополняют системой найма, тем самым получая эффективную систему отбора студентов со всего мира. И ведь претензия подобных структур – построить образовательную институцию для миллиардов людей».

Загружать_знания Быть может, знания в скором времени можно будет загружать в мозг напрямую

В самом обозримом будущем виртуальные миры станут пространством, где человек и учится, и работает, и проводит свой досуг. Смерть «галактики Гутенберга» (то есть эпохи печати), по мнению экспертов, уже блеснула своей косой, и не исключено, что в 2030-х годах партнёром и наставником человека наконец станет искусственный интеллект, появятся нейроинтерфейсы, нейронет, а информация будет загружаться в мозг человека напрямую. «Мы сможем собирать самих себя как сверхлюдей», – заключает Лукша. Этому будет способствовать и Lego-образование: своеобразный конструктор, с которым станет работать человек по окончании основного высшего образования.

Но это дальние горизонты, а пока всех нас ожидает своеобразный «образовательный супермаркет» онлайн-сервисов, предназначенных для детей, и расслоение школ на «элитные», в которых будет доступна новая педагогика, и массовые, которые приобретут функцию безопасной «камеры хранения», «куда родители сдают детей, чтобы про них забыть». Вероятно, не за горами в Европе и отказ от формата единого государственного экзамена, к которому так долго идёт Россия: к 2015 году Великобритания собирается заменить аналогичный школьный экзамен сочинением.

Исак_Фрумин Исак Фрумин считает, что доля людей, желающих учиться, за последние 2000 лет не сильно увеличилась

По мнению Исака Фрумина, научного руководителя Института развития образования НИУ ВШЭ, у нашей страны в данном случае три указателя на распутье: изоляция и сохранение самостийности, самобытности, включение в глобальную повестку дня и попытка стать узлом глобальной образовательной сети.

Элитные ремесленники и Smart Worker’ы

«В Мандрогах мы спустились на берег и увидели простое деревянное изделие под названием “Матрёшка” стоимостью 30 тысяч рублей», – подметил один из участников форсайта, посвящённого компетенциям. Он и его коллеги предположили, что в будущем авторы таких изделий будут считаться элитными ремесленниками – то есть теми, кто ориентируется на индивидуальное производство высокого качества и с художественным смыслом. Эти ремесленники будут работать, например, в связке с туристическим бизнесом и «богемными продажами». Второй тип «простого работяги» будущего – это массовый ремесленник, который будет создавать лишь модели (для той же 3D-печати). Его появлению способствует изменение технологического уклада производства: от массового – к локальному.

Smart Worker – третий тип: он не ровня сегодняшнему рабочему, это квалифицированный оператор и проектант, который, однако, никак не помешает существованию четвёртого типа – всех людей, которые умеют что-то делать своими руками.

Изменится не только сам тип рабочего, но и формы организации его труда. «Сейчас корпорации выстроены иерархично, они держат критические ресурсы, – поясняет Павел Лукша работу над форсайтом компетенций. – Но в будущем они вполне могут стать сообществами, которые держат бренд, общие стандарты деятельности, а внутри это будут независимые коллективы, координирующиеся друг с другом через сетевое планирование».

Аура как технология

«Культура касается каждого пятого, образование – каждого второго, а здоровье – каждого», – команда Олега Гринько, работавшая над форсайтом превентивной медицины, создала за время плавания на «Маяковском» поистине фантастический образ человека будущего, для которого базовая ценность – здоровое долголетие. И телесное, и духовное.

Олег_Гринько Технологию по охране, диагностике и коррекции человека Олег Гринько связывает с «концепцией ауры»

«Надо думать о тех временах, где нас уже нет», – считает Гринько и описывает человека, одетого в биокостюм-гомеостат. По его мнению, превентивная медицина (то есть не допускающая заболеваний) – это новая технология, которая должна стать системой самоуправления жизнью человека. Она будет серьёзным противовесом «ремонтной медицине» современности: «Жизнь должна быть без ремонта – мы же не автотранспортное средство», – подмечает Гринько. Пассивный клиент медицины поменяется на активного, который сам отвечает за своё здоровье. Условно говоря, у каждого своя «тушка», которой надо научиться управлять.

По прогнозам г-на Гринько и его коллег, к 2016 году кризис доверия врачам и медицине приведёт к росту самолечения и популярности духовных практик. Постепенно появится система мониторинга здоровья сознания, «умрут» антибиотики, а проблемы здоровья сможет взять на себя только сетевое сообщество, поскольку денег в российском бюджете к тому времени не останется.

Зато в перспективе появятся новые профессии: некто вроде «зоотехника», который будет работать с телесными повреждениями человека, метаконсультант и персональный наставник в индивидуальной траектории здоровья. Технологию по охране, диагностике и коррекции человека Гринько связывает с «концепцией ауры» и предлагает поменять придуманную Карлом Марксом парадигму «деньги – товар – деньги» на «здоровье – дело – здоровье».

В дальнейшем на горизонте человек предстаёт уже в скафандре, с батарейкой и чипом, поэтому вне зоны действия «333G» попросту «отрубается». «Смерть возможна в виде кокона с изменённой биохимией, возможна и перезапись сознания, – подводит итоги глава “Сберинвеста”. – Вам это надо?»

Дорожная_карта_по_высшему_образованию Начало разработки дорожной карты по высшему образованию

Через антропный барьер – в цифровую нирвану

В радикализме и смелости результатов с форсайтом превентивной медицины смог состязаться только форсайт публичных пространств и городского искусства. Команда, которая над ним работала, умудрилась обогатить русский язык новыми терминами – такими как космоперсонализация человека и его номадизация (от греч. nomades – кочевники). Космос, по её мнению, станет арт-пространством, а человек – объектом искусства, утопая в нетворкинге пространств, экологии, новых мифах и религиях.

Если же человек перешагнёт через «антропный барьер», то не исключено, что он полностью уйдёт в «цифру». И чтобы заставить его выйти в офлайн и социализироваться, его придётся мотивировать. Возможным решением арт-эксперты «Форсайт-Флота» увидели условное «Агапэ» – офлайн-пространство любви, которую невозможно найти на просторах виртуальной реальности. С помощью новой мифологизации они предложили создавать «туристические Мекки» и стимулировать людей к реальным и даже пешим путешествиям.

Связующим звеном между всеми этими форсайтами эксперты «флота» предложили сделать цифровой профиль человека, в котором он сможет отмечать свои достижения на протяжении всей жизни. Однако соблазн «погрузиться в цифровую нирвану» таит в себе опасности Нового Средневековья: чем дальше человек уйдёт в цифру, тем меньше он захочет учиться и вообще что-либо делать, и может стать заложником им же созданных сервисов.

Возможно, эти футуристические угрозы и впрямь имеют что-то общее с реальной картиной мира. Ведь, несмотря на то, что почти всё это фантазийное путешествие теплоходы «Форсайт-Флота» не могли похвастаться даже устойчивым низкоскоростным интернетом, до монастырского острова Валаам уже добрался и пресловутый 3G. И не только добрался: дети мирян, живущих на территории Валаамского архипелага, в старших классах получают образование по интернету. Во всяком случае, так говорят экскурсоводы.

РЕЙТИНГ

2.42
голосов: 19

Галереи

Как в начале XX века представляли III тысячелетие

Набор открыток 1910 года

24 фото

Обсуждение