Наука и технологии России

Вход Регистрация

Выпускников хотят лишить выбора

В осеннюю сессию депутаты Госдумы России планируют рассмотреть поправку к закону «О высшем и профессиональном образовании», предполагающую возврат к распределительной системе выпускников вузов. Каждому абитуриенту, который хочет учиться на бюджетной основе, предложат заключить с вузом договор, согласно которому после обучения он должен будет отработать по распределению не менее двух лет. Авторы законопроекта – члены Комитета по конституционным вопросам Государственной Думы РФ – считают, что это поможет преодолеть дефицит квалифицированных специалистов в регионах России.

Возврат_к_распределительной_системе Эксперты пришли к выводу, что возврат к распределительной системе в современных условиях имеет много уязвимых мест, хотя по определённым направлениям целевая подготовка студентов вполне приемлема

Предлагаемые изменения вызвали бурную реакцию общественности. Представители вузовской среды всё больше критикуют законопроект, а студенты пытаются осознать его плюсы и минусы. Инициаторы революционной поправки между тем ушли на каникулы, ни в заочных, ни в «живых» дебатах пока не участвуют и, соответственно, ничего пояснить не могут. Впрочем, есть люди, которые намеренно изучали все острые вопросы, связанные с целевым набором выпускников, и профессионально их комментируют.

Такие эксперты во вторник, 30 июля, встретились на московской и санкт-петербургской площадках РИА «Новости» в формате видеомоста. Дискуссия ожидаемо показала, что возврат к распределительной системе в современных условиях имеет много уязвимых мест, хотя по определённым направлениям целевая подготовка студентов вполне приемлема.

«Юридически предлагаемое нововведение не согласуется с базовыми законами РФ, поскольку уже действуют нормы, согласно которым каждый человек имеет право на высшее образование и никто не вправе принудить человека к какому-либо роду деятельности, – заметил Владимир Нечаев, ректор Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. – Экономически логика тоже слабая: проблема неукомплектованности кадрами регионов ведь не в том, что выпускники не хотят туда ехать, а в непривлекательности тех рабочих мест, которые им там сейчас могут предложить. Даже если мы силой заставим наших вчерашних студентов отработать положенный срок, допустим, в какой-нибудь сельской школе, в лучшем случае получим имитацию деятельности. С философской точки зрения тоже не очень понятно, кого мы таким образом воспитываем: молодых людей, способных принимать решение и нести ответственность за свои действия, или тех, кто будет рассчитывать, что государство их всё время будет водить за ручку? Чрезмерная опека девальвирует принцип соревновательности, без которого невозможно построить конкурентоспособную экономику».

По мнению Валентина Виноградова, первого проректора Московского государственного университета путей сообщения, целевая подготовка, конечно, имеет традиции (многие ещё помнят советскую систему распределения), но её эффективность обусловлена тем, сложилась ли со стороны работодателя необходимая инфраструктура. Как, например, в его родном железнодорожном вузе, где по разным специальностям от 50% до 90% студентов обучаются по целевому набору и отлажен механизм возврата средств выпускниками, которые не хотят работать по профессии.

«Принудительное распределение результата не принесёт, пока работодатели к этому готовы не будут. Более того, считаю, что на предприятиях надо создавать такие условия, чтобы студенты, поступившие по общему конкурсу, сами хотели там работать», – сказал Валентин Виноградов.

О том, каких выпускников точно нужно распределять, не опасаясь при этом нежелательных эффектов, рассказал Евгений Никулин, начальник Управления довузовской и целевой подготовки, профессор Балтийского государственного технического университета «Военмех»: «Практика целевого приёма хороша в рамках оборонного заказа, когда предприятие получает соответствующее задание от государства, и, опираясь на него, может планировать на 4–5 лет вперёд востребованность определённых специалистов. Студенту, с которым заключён контракт о целевой подготовке, оно выплачивает дополнительную стипендию, обеспечивает содержательную, а не формальную, как это часто бывает, практику, возможность подработки на старших курсах без отрыва от обучения, гарантированное трудоустройство по специальности. В перспективе предусмотрена и программа закрепления кадров: соцпакеты, ипотека и т.д. В таком формате распределение действительно имеет смысл».

А что же думают о целевом наборе сами студенты? Председатель студенческого совета вузов Санкт-Петербурга Антон Калинин представил результаты интернет-опроса 570 студентов на тему: готовы ли они поехать работать по распределению в российские регионы, чтобы работать там по специальности? 2/3 из них ответили положительно, примерно половина согласилась рискнуть с условием предоставления хороших социальных гарантий.

Уже в сентябре дискуссии по поводу потенциального распределения выпускников вузов, получивших образование за государственный счёт, переместятся в Госдуму РФ, где им попытаются придать форму законопроекта, возвращающего в современную систему обучения советские принципы планирования и контроля. Правда, вероятность такого резкого разворота к принудительному массовому «трансферу» выпускников-бюджетников в российские регионы пока выглядит небольшой. Скорее всего, будут лишь расширены возможности уже существующей целевой подготовки по контрактам с предприятиями, организациями, ведомствами (допустим, 50% целевого приёма для инженерных специальностей), что тоже несколько ограничит свободу выбора абитуриента.

РЕЙТИНГ

3.67
голосов: 9

Галереи

Совещание премьер-министра о совершенствовании системы аттестации научных и научно-педагогических кадров в Российской Федерации

26 марта 2013 года в МФТИ состоялось совещание под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева с участием министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова, главы ВАК и ректора РУДН Владимира Филиппова, ректоров и академиков. На заседании обсуждались вопросы поднятия качества диссертационных работ и престижа российских учёных степеней. Перед этим состоялся пресс-брифинг заместителя министра образования и науки Игоря Федюкина и главы ВАК Владимира Филиппова, а Дмитрий Медведев осмотрел некоторые лаборатории и бизнес-инкубатор Физтеха.
В заседании участвовали также: помощник президента Российской Федерации Андрей Фурсенко, заместитель руководителя аппарата правительства Российской Федерации Денис Молчанов, ректор МФТИ Николай Кудрявцев, вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов, вице-президент РАН Валерий Козлов, академики Сергей Лукьянов и Александр Чубарьян, ректор МГУ академик Виктор Садовничий, ректор Российской академии музыки им. Гнесиных Галина Маяровская, ректор РАНХиГС Владимир Мау, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор СПбГУ Николай Кропачёв и генеральный директор ВИАМ академик Евгений Каблов.

43 фото

Обсуждение