Наука и технологии России

Вход Регистрация

Креативная наука по-немецки

«Употребляйте с пользой время, / Учиться надо по системе», – так объяснялся со студентом, который пожелал стать учёным, циничный Мефистофель, переодетый в костюм Фауста, предлагая ему подробный план учебных курсов. Вероятно, со времён появления литературного шедевра Иоганна фон Гёте немцы приняли издёвку Мефистофеля как совет – чтобы история мифического учёного и доктора, готового продать душу за тайны мироздания, не повторилась. Видимо, неслучайно и то, что историческая родина персонажа, прославившего и Гёте, и Томаса Манна, – город Книттлинген – находится в той же федеральной земле Баден-Вюртемберг, что и современный кампус Университета Констанц, одного из ведущих исследовательских университетов Германии. Его молодой ректор, по образованию физик, Ульрих Рюдигер недавно посетил Россию и в стенах РГГУ поделился с российскими коллегами опытом, рассказав о том, что на берегах Боденского озера подразумевают ныне под культурой креатива и творчества.

Ульрих_Рюдигер Ульрих Рюдигер, ректор Университета Констанц: «Мир становится более глобальным, поэтому в Германии лучшие студенты бакалавриата хотят продолжать учёбу за рубежом»

Инициативы стоимостью четыре миллиарда

Сегодня университет средневекового городка Констанц входит в правительственную программу ФРГ, называемую Exzellenzinitiative, – инициативу по поощрению науки и исследования в вузах страны, которая рассчитана на 10 лет и предлагает университету-участнику четыре миллиарда «подъёмных» евро. Если верить г-ну Рюдигеру, за шесть лет в его учебном заведении была потрачена половина этих средств, притом все эти годы вуз удостаивался знака отличия «Самый лучший университет Германии» в соответствии с данной программой.

Миссией и инициативой университета и сам ректор, и сопровождавшая его проректор Сильвия Мергенталь назвали расширение стратегий по креативности. Под креативностью они понимают прежде всего выполнение исследовательских работ. Чтобы привлечь как можно больше учёных из-за границы, они предлагают им невиданную «свободу для творчества»: к примеру, каждый девятый семестр преподаватель может взять себе целый год и посвятить его только исследованиям – связанным с проблемами глобализации, процессами старения, истощением энергетических запасов (что давно актуально в Германии), в сфере «живых наук» и современных технологий. И всем специалистам доступно оборудование для исследований в протеомике, в области нанотехнологий и биоимиджинга.

Сильвия_Мергенталь Проректор Сильвия Мергенталь рассказала об университетских стратегиях и поддержке женщин и семей

Прибыльная утечка мозгов

Студентов в Констанце как можно раньше начинают привлекать к реализации исследовательских проектов – например, с помощью менторства. Их дипломы, как правило, входят в число постоянных проектов вуза, а наиболее талантливые выпускники бакалавриата могут довольно быстро после окончания стать участниками докторской программы. Впрочем, об утечке мозгов слышали и в Констанце: «Мир становится более глобальным, – поделился своими размышлениями на этот счёт Рюдигер. – Те лучшие студенты, которые учатся на бакалавриате, хотят продолжать магистратуру за рубежом. Но у нас есть не только издержки, но и “доходы” – всегда находятся те, кто хочет приехать или уехать. Важно подсчитать размер прибыли». А прибыль, вероятно, высока – в Констанце более половины студентов приехали как раз из-за границы. И для работы с ними в университете предусмотрен Welcome-center, который задуман для того, чтобы освободить иностранных гостей от их специфических забот и позволить им «сфокусироваться на исследовании».

Студентов из-за рубежа привлекает в том числе «альтернативная» в своём роде программа Zukunftskolleg («курс будущего»), благодаря которой молодые постдоки могут работать в университете как независимые специалисты, общаясь с более опытными коллегами и исследователями.

Вся семья в науке

Кроме альтернативного подхода в исследованиях, в вузе Констанца занимаются ещё одной актуальной для Германии темой: поддержкой семей и женщин в науке (так называемая гендерная чувствительность). Учебное заведение было даже сертифицировано фондом Hertie-Stiftung – как университет, занимающийся семьями: в местном кампусе есть детский сад, а для тех, у кого маленькие дети, предлагается гибкий график обучения и работы.

Женщинам, которые увлечены исследовательской деятельностью, в Констанце также предлагаются особые условия: их активно нанимают на работу и проводят с ними консультации по вопросам их дальнейшей научной карьеры. Благодаря такой поддержке за последние пять лет количество женщин в науке в Университете Констанц значительно увеличилось.

Оценка эффективности вузов – без интерпретаций

«Мы были основаны в 1966 году – по немецким меркам очень молодой университет», – считает ректор. Но именно эта «юность» позволила Университету Констанц занять 20-е место в мировом рейтинге вузов моложе 50 лет (The 100 Under 50, проводимый британским журналом Times Higher Education).

Ульрих_Рюдигер Рюдигер – о работе своего университета и рейтингах эффективности вузов в Германии

Рюдигер рассказал и о немецких критериях качества университетов: самым объективным, в котором «невозможны интерпретации», он считает рейтинг, оценивающий привлечение средств от исследовательских фондов DFG (Deutsche Forschungsgemeinschaft). Впрочем, есть и другой ценный для него независимый рейтинг CHE (Центр высшего образования), проводимый совместно с органом печати – немецкой газетой Zeit. Он опирается на то, как студенты посещают занятия и как много профессоров доступно студентам, каковы международные связи университета и есть ли совместная работа с промышленностью. «Они интервьюируют также тех, кто учился в вузе, и спрашивают, как учёба отразилась на профессиональном деле, помогла в карьере», – пояснил Ульрих Рюдигер и выступил с предложением, которое, на его взгляд, можно тиражировать – возможно, и в России, поскольку он обратился к нашим коллегам: «Имея достаточно скромный бюджет для обеспечения профессорско-преподавательского состава, все дополнительные средства на исследования можно распределять на соревновательной основе. Критерии отбора тех, кто будет финансироваться, связаны с уровнем научной деятельности, а также с научной значимостью проводимого исследования, количеством публикаций учёного и степенью поддержки молодых исследователей».

РЕЙТИНГ

4.55
голосов: 11

Галереи

Заседание международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров с участием Дмитрия Медведева

5 июля 2013 года в Центре международной торговли в Москве состоялось совещание, на котором ректоры 36 вузов представили программы развития своих учебных заведений. В совещании принял участие премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Также на заседании с участием премьера присутствовали министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, представители международного университета «Сколково» и ректоры китайских университетов.

44 фото

Обсуждение