Наука и технологии России

Вход Регистрация

Всё смешалось в российской школе

Что будет со школой в XXI веке, как изменится роль учителя, за счёт чего удастся сделать уроки более интересными? На вызовы, стоящие перед современным образованием, невозможно ответить без использования новейших компьютерных технологий. Россия медленно, но всё же движется по этому пути, перенимая западный опыт. Весь прошедший учебный год несколько школ из семи российских регионов апробировали технологию смешанного обучения, которое совмещает традиции классно-урочной системы с электронными ресурсами. Итоги эксперимента подвели на конференции «Экосистема современного образования» в Павловской гимназии (Московская область).

Школьники_с_гаджетами

Пересесть с телеги на машину

Технология смешанного обучения появилась на Западе лет 10 назад. Всё началось с выдумки одного из школьных учителей, которому в какой-то момент надоело изо дня в день, из года в год стоять у доски и что-то объяснять детям. Поэтому он решил сделать видеозапись урока и разослать её по почте своим ученикам, чтобы те заранее познакомились с материалом. На следующий день преподаватель разделил детей на несколько групп в зависимости от того, как они поняли тему, и начал разбирать её с ними более детально.

Наталия_Любомирская
Наталия Любомирская: «Достаточно иметь в школе один мобильный класс и правильно организовать работу. Это вопрос не технологий, а педагогики»

В дальнейшем эта модель получила название «перевёрнутый класс» и стала одной из самых популярных в технологии смешанного обучения. Дети изучают дома объяснения учителя. Кому-то для этого требуется один просмотр, кому-то – два, три, пять. Если что-то непонятно, то можно поискать дополнительную информацию в других источниках, спросить у родителей.

«Модель перевёрнутого класса не требует никаких затрат от школы, достаточно, чтобы у детей был компьютер дома с выходом в интернет, – говорит один из идеологов и методистов проекта по смешанному образованию, директор-организатор лицея НИУ ВШЭ Наталия Любомирская. – При минимальных затратах достигается колоссальный эффект. Специалисты уже доказали, что в ходе пассивного слушания на лекции запоминается только 5–10% информации. Поэтому на уроке надо использовать деятельностный подход. При этом смешанное обучение не требует перехода к модели «1 ученик – 1 компьютер». Достаточно иметь в школе один мобильный класс и правильно организовать работу. Это вопрос не технологий, а педагогики. Самое главное, чтобы учитель по-другому взглянул на свою деятельность».

Овладеть технологией смешанного обучения, по мнению Наталии Любомирской, – то же самое, что научиться водить машину. Для этого нужно только желание и время. Учителям фактически предстоит пересесть с телеги на автомобиль. Конечно, не все захотят это сделать. Гораздо проще работать по старинке, двигаться по наезженной колее.

Вероника_Запалацкая Вероника Запалацкая: «Надо уйти от менторства и стать тьютерами. Предстоит сформировать новый менталитет, новое мышление учительства»

Опасения по этому поводу высказывает и первый замминистра образования Московской области Вероника Запалацкая: «Самая главная проблема – готовность учителей. Их роль должна поменяться: надо уйти от менторства и стать тьютерами. Предстоит сформировать новый менталитет, новое мышление учительства. Систему смешанного обучения мы применяем в Московской области уже два года. По нашим оценкам, мотивация учащихся возросла за это время на 18% по сравнению с исходным значением. Это хороший результат».

Расмус_Борч
Есть немало блестящих учителей, которые сопротивляются новациям. Им надо разъяснять, что технологии используются не ради самих технологий, это лишь способ повысить мотивацию учащихся, их интерес к учёбе, считает Расмус Борч

Проблема с немотивированными учителями – не российская особенность. Точно такая же ситуация наблюдается и в других странах. Например, во всех школах Дании реализован проект «1 к 1» (1 ученик – 1 компьютер), учителям бесплатно раздают айпады. Но всё это не приносит желаемых результатов, слабо отражается на образовательном процессе. «Есть немало блестящих учителей, которые сопротивляются новациям, не хотят использовать новую технику на уроках, – говорит Расмус Борч, педагог и директор датской компании Kompas, которая специализируется на повышении квалификации учителей. – Они не понимают, зачём всё это делается. Вопрос “зачем” – ключевой. Им надо разъяснять, что технологии используются не ради самих технологий. Это лишь способ повысить мотивацию учащихся, их интерес к учёбе».

По словам Расмуса Борча, в Дании очень остро стоит проблема с подростками, которые не хотят ходить в школу: «Мы хотим создать гибкую образовательную среду. Теория на уроке должна занимать не более 5–10 минут. Всё остальное время – реализация индивидуальных траекторий учеников. Надо добиться, чтобы дети на собственном опыте познавали мир, а учителя им в этом помогали. Обучение должно стать более деятельностным, активным, с использованием текста, аудио и видео».

Спуститься с пьедестала

Несмотря на консерватизм системы образования, в России всё же нашлись школы, которые захотели принять участие в апробации смешанного обучения. Проводилась она в Москве, Новосибирске, Перми, Самаре, Набережных Челнах, Тамбове и других городах. И что удивительно – в сельской местности. Участники проекта использовали ресурсы некоммерческого партнёрства «Телешкола», где представлены все необходимые для уроков материалы.

Пермская гимназия № 4 им. братьев Каменских стала одним из самых активных участников эксперимента. В нём оказались задействованы 12 учителей и 300 учеников. Причём не только старших классов, где модель использовалась на уроках химии, биологии, литературы, но и в средней – на математике, информатике, истории и литературе, а также в начальной – на уроках окружающего мира и литературного чтения.

«Наша гимназия начала сотрудничать с НП «Телешкола» с 2005 года, когда мы стали участником федерального проекта по освоению дистанционного обучения, – рассказывает Ирина Шония, завуч пермской гимназии № 4. – Два года длился эксперимент, и всё это время шло непрерывное обучение учителей в Санкт-Петербургском педуниверситете им. Герцена, на очных и онлайн-семинарах со специалистами «Телешколы». Сегодня 12 наших педагогов имеют квалификацию сетевого преподавателя. В гимназии открыт муниципальный центр дистанционного обучения. Поэтому к эксперименту по смешанному обучением мы приступили подготовленными. Участвовать в нём мы никого не заставляли. Сегодня многие учителя уже понимают, что нужно спуститься с пьедестала, стать ближе к ученикам. Стремиться к тому, чтобы на уроках не было детей со скучающими и равнодушными лицами».

От учителей новый формат работы требует огромных усилий. «Каждый новый урок литературы для меня был как покорение горы, – призналась участница эксперимента Анна Черепахина, учитель пермской гимназии № 4, опробовавшая модель смешанного обучения в 4-м классе. – На подготовку к урокам уходило очень много времени. Построить урок в деятельностном ключе трудно. Надо продумать, как правильно разделить детей на группы, какие им дать задания. Мне также пришлось работать над сменой своей роли в образовательном процессе. Лишний раз закрывать себе рот, не быть выступающим на уроке, а организатором, помощником, наставником. Моим ученикам очень понравилось работать по-новому. Единственная сложность, которую они отметили, была связана с тем, что у них не всегда был доступ в интернет».

Тем детям, у которых нет дома компьютера, предоставляли возможность работать в гимназии (в отличие от Дании здесь соотношение учеников и компьютеров составляет 5 к 1 – и для России это очень хороший показатель). Интернет в гимназии безлимитный, со скоростью 6 тысяч мегабит в секунду.

«Какой ребёнок сегодня не сидит в интернете? – рассуждает директор пермской гимназии № 4 Татьяна Дьякова. – Они там играют, общаются в соцсетях и т.д. В данном случае мы задействуем интернет для образовательных целей. И родители выражают нам за это благодарность, потому что мы переключаем внимание их детей с игр».

Без гаджетов никуда

Организаторы конференции – НП «Телешкола», издательство «Просвещение» и Министерство образования Московской области – не ожидали, что это мероприятие вызовет бурный интерес среди работников российских школ. Планировали собрать 120 участников апробации технологии, а поступило свыше 570 заявок из 25 субъектов РФ. Для них устроили интернет-трансляцию.

Александр_Кондаков Александр Кондаков: современные дети родились в цифровой век, поэтому использование планшетов, смартфонов и других гаджетов для них естественно, взрослые должны это понимать

«Причина такого интереса вполне объяснима, – считает президент издательства “Просвещение” член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков. – Использование смешанного обучения повышает мотивацию к учёбе – дети начинают учиться в комфортной и понятной для них среде. Им становится интересно. Не надо забывать, что они уже родились в цифровой век, поэтому использование планшетов, смартфонов и других гаджетов для них естественно. И взрослым, пришедшим в этот цифровой мир гостями, надо это понимать. Повышение мотивации отражается и на качестве образования. Результаты сдачи итоговой аттестации в школах тех стран, где используется смешанное обучение, на 30–40% выше».

Есть страны, в которых уже все школы перешли на смешанное обучение. Например, Дания. В других, в частности в США, планируют это сделать в ближайшие годы – к 2017-му. Российские школы, по мнению Александра Кондакова, по большому счёту уже готовы к переходу на смешанное обучение: есть компьютеры, есть доступ к интернету. Но никаких директивных решений по этому вопросу пока не принято. Скорее всего, это вопрос недалёкого будущего. Утверждённые федеральные государственные образовательные стандарты позволяют в полном объёме использовать технологии смешанного обучения.

«Тенденции развития образования сегодня уже очевидны: непрерывность обучении, рост влияния современных технологий, использование методов обучения, предполагающих более активные позиции учащегося, – говорит Александр Кондаков. – Образовательная парадигма сегодня сдвигается в сторону моделей смешанного и онлайн-обучения».

РЕЙТИНГ

4.11
голосов: 9

Галереи

Самая продвинутая школа Челябинска

Именно школам облачные вычисления могут принести пользу, сопоставимую разве что с компьютеризацией как таковой. Уже сегодня в этом можно убедиться на примере челябинской школы №67, где совместными усилиями группы компаний РСК, корпорации Intel и Южно-Уральского государственного университета реализован в пилотном режиме проект «Персональный виртуальный компьютер» (ПВК).
29-30 сентября 2011 года.

15 фото

Обсуждение