Наука и технологии России

Вход Регистрация

Учебник по истории: страсти разгораются

Этим летом российской интеллигенции не придётся скучать: все неравнодушные смогут поучаствовать в общественном обсуждении единой концепции учебников по отечественной истории. До августа дискуссии будут вестись на сайтах Российского исторического общества (РИО), Ассоциации учителей истории и обществознания, портала «История.РФ», интернет-проекта «Пишем историю вместе» и дискуссионного клуба Минобрнауки России. Затем стартует очный тур на августовских педсобраниях, заседаниях Общественной палаты, Госдумы и других площадках. В октябре планируется утвердить концепцию, после чего будет объявлен конкурс на подготовку учебников.

Минобрнауки В Минобрнауки прошло заседание рабочей группы, на котором обсуждались документы, необходимые для создания единой концепции школьных учебников по истории

Вся эта бурная деятельность началась по поручению президента: в феврале Владимир Путин предложил создать для средней школы единый учебник по истории, который не имел бы «внутренних противоречий и двойных толкований». Для решения этой задачи была сформирована рабочая группа под председательством Сергея Нарышкина. В неё вошли ведущие учёные, авторы учебников и пособий, учителя и общественные деятели. По итогам их работы должны быть подготовлены пояснительная записка с обоснованием основных подходов и принципов, а также историко-культурный стандарт с перечнем обязательных для изучения событий, фактов и персоналий. На прошедшем вчера в Минобрнауки России заседании рабочей группы состоялось обсуждение этих документов.

Андрей_Петров Заместитель председателя правления Российского исторического общества Андрей Петров уверен, что содержание школьного образования должно фиксировать некое состояние науки на данный момент

«Ситуация с учебниками не так плоха, – считает заместитель председателя правления Российского исторического общества Андрей Петров. – Да, их, может быть, чересчур много, но не фатально. Поручение президента можно использовать как шанс радикально пересмотреть ситуацию с преподаванием истории в школе. Родилась идея историко-культурного стандарта. Важно, чтобы все учебники имели единое ядро, тот минимум, который должны получить все школьники. Наша задача – обеспечить единое историческое пространство с точки зрения преподавания школьной истории. Это ни в коем случае не должно влиять на дискуссии в научной среде. Если там не будет столкновения альтернативных точек зрения, то и не будет продвижения вперёд. А содержание школьного образования должно фиксировать некое состояние науки на данный момент. Пересмотра этого содержания не происходило, по разным оценкам, в последние 15–20 лет».

Дмитрий_Ливанов Дмитрий Ливанов рассказал о дорожной карте по подготовке новых учебников

Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов, зампред рабочей группы, рассказал о дорожной карте по подготовке новых учебников и отметил важность этой работы: «История – это основа для национальной идентичности граждан. Представление о прошлом, полученное в школьном возрасте, закладывает фундамент для будущей гражданственности и патриотизма. В этом смысле роль школьного исторического образования очень велика, её трудно переоценить».

Владимир_Мединский Владимир Мединский считает, что учебник по истории надо закончить началом 2000-х годов

В новых учебниках надо уделить особое внимание военной истории и культуре, считает зампред рабочей группы Владимир Мединский, министр культуры и председатель Российского военно-исторического общества. Кроме того, он предлагает синхронизировать курсы отечественной и всемирной истории: в каждом разделе учебника нужно давать справку о том, что в рассматриваемый период происходило в мире. «Это позволит лучше понять роль нашей страны как полноправного, а иногда и основного субъекта развития мировой цивилизации, – пояснил министр культуры. – А также избавит от пренебрежения к чужой историй, с одной стороны, а с другой – от излишнего самоуничижения и преклонения перед ней».

Александр_Чубарьян Александр Чубарьян рассказал о списке трудных тем

Директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян прокомментировал уже получивший широкий общественный резонанс вопрос о списке трудных тем для преподавания в школе. Он признался, что всю последнюю неделю только и делал, что комментировал СМИ, почему в список попали одни темы и не попали другие. По его словам, прежде всего надо понимать, что речь идёт о трудных темах для преподавания, а не для научной деятельности.

«На мой взгляд, по некоторым из этих тем надо устроить общественное обсуждение, – предложил академик. – В частности, по оценке советского периода, формирования российского государства (вхождения в состав России национальных республик) и по изложению последних 20 лет России. Некоторые предлагают закончить учебник началом 1990-х годов. Я считаю, что это неправильно. Надо обратиться в научные институты, ведущие вузы, чтобы они провели у себя конференции, подключились к обсуждению, чтобы это действительно стал переломный момент в переосмыслении того, как надо преподавать в школе историю Мне бы хотелось, чтобы наша работа завершилась не просто написанием учебника, а чтобы мы по-новому взглянули на историю».

Очевидно, что добиться консенсуса по острым темам будет трудно даже членам рабочей группы. Если академик Чубарьян считает, что учебник по истории нужно регулярно обновлять, то министр культуры убеждён: надо поставить точку на начале 2000-х, когда президентом стал Владимир Путин. Всё, что происходило после этого, – не история, а современность. Есть опасность, что при изучении столь недавнего прошлого начнётся обсуждение и оценка персоналий. «Большое видится на расстоянии», – припомнил слова поэта Владимир Мединский.

Айслу_Юнусова По мнению директора Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН Айслу Юнусовой, в концепции новых учебников сделан перекос в сторону изучения истории европейской части России

Не менее сложный вопрос связан с региональным аспектом в истории. «Нам надо договориться, что такое регион, – до какой степени мы будем сужать или расширять это понятие, – сказала директор Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН Айслу Юнусова. – За последние 20 лет произошёл всплеск в изучении истории многих регионов. Например, в Башкортостане описана история большинства селений. Очень много интересных фактов. В концепции новых учебников, по-моему, сделан перекос в сторону изучения истории европейской части России. В рабочей группе не хватает представителей Сибири и Дальнего Востока».

Николай_Макаров Директор Института археологии РАН Николай Макаров: «Нужно терпеливо объяснять, что мы не пытаемся в очередной раз переписать историю»

Нельзя дробить историю большой России на отдельные локальные участки, нужно мыслить широкими категориями, считает директор Института археологии РАН Николай Макаров: ««Говорят, что плохо представлена история восточной части России. У меня как у исследователя европейской части большие претензии к тому, как представлена история северо-запада, Новгорода. Есть очень важные для истории страны регионы, о которых можно было бы написать подробнее. Но мы все понимаем, что стандарт имеет свои рамки. Тот документ, который нам представили сейчас, – добротная основа. Его обсуждение, конечно, будет бурным. Нужно терпеливо объяснять, что мы не пытаемся в очередной раз переписать историю. Это попытка создать новый более качественный текст. Этот проект может стать мотором для новых исследований, для популяризации истории».

Андрей_Лукутин Учитель истории Андрей Лукутин отметил, что в основу учебника должны лечь современные научные исследования добросовестных историков-специалистов

«Написать хороший учебник – дело сложное, – не без иронии заметил учитель истории Андрей Лукутин. – Чтобы учителя не сказали, что поменяли только обложку, а в интернете его не искали по словам “скандальный учебник по истории”. В основу учебника должны лечь современные научные исследования добросовестных историков-специалистов. Надо отказаться от региональной местечковости и создать общенациональный учебник по истории нашей страны, учитывая местную специфику. В авторский состав следует включить грамотных школьных учителей, творческих дизайнеров, детских психологов. Обязательно должна быть электронная версия учебников».

Второе заседание рабочей группы наглядно показало, что страсти вокруг новых учебников по истории только разгораются.

РЕЙТИНГ

2.67
голосов: 6

Галереи

Заседание Общественного совета при Минобрнауки

28 мая 2013 года состоялось очередное, третье по счёту, заседание Общественного совета при Минобрнауки РФ. В заседании принял участие приехавший с визитом в Россию Андрей Гейм – лауреат Нобелевской премии 2010 года по физике (совместно с Константином Новосёловым за исследования графена).

46 фото

Обсуждение