Наука и технологии России

Вход Регистрация

Служить или учиться?

В Тульском государственном университете прошло межрегиональное совещание, посвящённое реформированию системы военного обучения в вузах. Ректоры обсудили инициативу так называемой службы в рассрочку и возрождения военных кафедр.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности Владимир Гутенёв считает, что уже при поступлении в вуз абитуриент должен определиться, пойдёт он на военную кафедру или нет. В случае согласия ему предложат двухлетнюю спецподготовку и военные сборы, а в армии он уже будет служить сержантом-контрактником. В магистратуре же студенты после ещё одного года обучения на базе военных кафедр и двухмесячных военных сборов по окончании вуза будут получать звание офицеров запаса.

С такой инициативой Владимир Гутенёв выступил в марте этого года, отправив свои предложения министру обороны России Сергею Шойгу. Таким образом, по его словам, будет решаться задача повышения обороноспособности страны с учётом модернизации вооружённых сил: «Сегодня в армию приходит сложная техника, а служить идёт, мягко говоря, не самый подготовленный контингент призывников, – отмечает Владимир Гутенёв. – Это происходит потому, что количество мест в российских вузах фактически равно количеству абитуриентов. В армию же идут служить не самые образованные молодые люди, как правило, из неблагополучных или малообеспеченных семей. И происходит существенный разрыв между требованиями к военнослужащим и реальными качествами, которыми обладают призывники».

Ректоры российских вузов согласны помогать армии в подготовке кадров. Председатель Совета ректоров ДВФО Сергей Иванченко считает, что вузы Дальнего Востока очень нуждаются в военных кафедрах. Председатель Совета ректоров Республики Татарстан Ильшат Гафуров полагает, что в классических университетах эти кафедры особенно необходимы естественно-научным факультетам. Очень важен, по его словам, заказ ОПК вузам на проведение научных исследований. Это позволит восстановить системные связи университетов и предприятий.

В 1990 году военная подготовка велась в 86% госвузов России, сегодня – только в 15%.

«Есть парадоксальные, на мой взгляд, примеры, когда не инженерные, а гуманитарные вузы осуществляют подготовку специалистов в области боевого применения мотострелковых соединений, эксплуатации инженерно-технических средств охраны и защиты объектов, а также комплексов баллистических стратегических ракет наземного базирования, – сказала генеральный секретарь Российского союза ректоров (РСР) Ольга Каширина. – Вызывает удивление, что эта работа не доверена лучшим инженерным научным школам, например МИИТ, Станкину, Новосибирскому техническому университету».

РСР намерен поддержать инициативу региональных ректоров о воссоздании военных кафедр в гражданских вузах – с акцентом на вузы, расположенные на приграничных территориях и территориях, где находятся стратегические военные комплексы и предприятия. Однако развитие военных кафедр в гражданских вузах не должно снижать интенсивность работы по укреплению системы военных вузов, убеждена Ольга Каширина. Их количество за последние годы было сокращено в четыре раза – с 68 до 17. Именно военные вузы должны стать центрами научно-методической поддержки военного дела в гражданских вузах.

Студентам сегодня нужно предлагать новую мотивацию к военному делу. «Если ВПК рассматривает вузы с позиции кадрового высокоинтеллектуального резерва, то необходима и обратная система донорства со стороны оборонных предприятий по отношению к вузам, – заявила генсекретарь РСР. – Необходимо серьёзно расширить заказы для вузов на военные научные разработки. Это может быть и современный софт, и инженерные решения в области связи, робототехники, новых материалов и, конечно, био- и когнитивных технологий. Действующие сегодня военные кафедры остро нуждаются в техническом переоснащении. Для любого студента наличие на военной кафедре симуляторов полёта на МИГах или похода на подводных лодках – сильный мотив и интерес».

РЕЙТИНГ

1.00
голосов: 1

Галереи

Совещание премьер-министра о совершенствовании системы аттестации научных и научно-педагогических кадров в Российской Федерации

26 марта 2013 года в МФТИ состоялось совещание под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева с участием министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова, главы ВАК и ректора РУДН Владимира Филиппова, ректоров и академиков. На заседании обсуждались вопросы поднятия качества диссертационных работ и престижа российских учёных степеней. Перед этим состоялся пресс-брифинг заместителя министра образования и науки Игоря Федюкина и главы ВАК Владимира Филиппова, а Дмитрий Медведев осмотрел некоторые лаборатории и бизнес-инкубатор Физтеха.
В заседании участвовали также: помощник президента Российской Федерации Андрей Фурсенко, заместитель руководителя аппарата правительства Российской Федерации Денис Молчанов, ректор МФТИ Николай Кудрявцев, вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов, вице-президент РАН Валерий Козлов, академики Сергей Лукьянов и Александр Чубарьян, ректор МГУ академик Виктор Садовничий, ректор Российской академии музыки им. Гнесиных Галина Маяровская, ректор РАНХиГС Владимир Мау, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор СПбГУ Николай Кропачёв и генеральный директор ВИАМ академик Евгений Каблов.

43 фото

Обсуждение